Нечётная учебная неделя

spbgti_logo.png

Санкт-Петербургский государственный технологический институт
(технический университет) \\ Официальный сайт
Ведущий российский вуз в области химии, химической технологии, биотехнологии, нанотехнологии, механики, информационных технологий, управления и экономики. Современный учебный центр высшего образования. Основан в 1828 году.

История кафедры

Быданов В.Е., Селиверстова Н.А.

 

Кафедра философии СПбГТИ(ТУ): история и современность

 

До первой трети XIX века в высших учебных заведениях России объём гуманитарных и социальных курсов для будущих специалистов различных инженерных специальностей определятся как статусом учебного заведения, так и наличием элементарных знаний у большинства слушателей – в основном представителей дворянского сословия. В связи с реформами в общественной жизни России в первой половине XIXвека, стали принимать в вузы и тех, кто не имел общеобразовательной подготовки, в связи с этим в учебные курсы стали вводится дополнительные предметы гимназической программы. Расширение блока собственно гуманитарных и политических дисциплин в технических учебных заведениях произошло в 30-40-е гг. XIX в., что обусловливалось не только увеличением сроков обучения, но и необходимостью общеобразовательной подготовки слушателей.

 

В первой половине XIX в. технических высших учебных заведениях России только начиналась складываться модель гуманитарного и социально-экономического знания. С момента открытия Технологического института, в нём в обязательном порядке преподавались общеобразовательные предметы для двух классов младшего возраста: гуманитарные, экономические и социальные дисциплины, такие как История (всеобщая и России), русский и иностранные языки (немецкий и французский), статистика, закон Божий (с 1868 г. был введён курс Богословия) и др. В 1884-1904 гг. этот набор дисциплин общеобразовательного гуманитарного и социально-экономического блоков в высшей инженерной школе по-прежнему оставался унифицированным. Такое ограничение изучения гуманитарных и социально-экономических дисциплин только потребностями инженерной подготовки, технические учебные заведения заведомо ограничивали и кругозор молодых специалистов.

 

С 1920-х годов в технологическом институте было начато преподавание истории ВКП(б). Его осуществляла кафедра диалектического материализма и ленинизма. (с 1939 года – кафедры марксизма-ленинизма).

 

С сентября 1929 года начались занятия по общественно-политическим дисциплинам, которые изучали в следующей последовательности: на 1-ом курсе – политэкономия; на 2-ом курсе – диамат-ленинизм; 3-ем курсе – экономическая политика; на 4-ом курсе – экономика специальной отрасли промышленности.

 

Подготовка квалифицированных инженерных кадров требовала планомерной работы по социалистическому воспитанию учащихся. Партийная организация института особое внимание уделяла формированию марксистко-ленинского мировоззрения, идейной убеждённости и общественно-политической активности студентов. Ведущую роль в этом играло преподавание общественных дисциплин. В то время в Технологическом институте функционировали следующие социально-экономические кафедры: политической экономии, диалектического материализма, теории советского хозяйства и конкретной экономики. Работа всех кафедр находилась под постоянным контролем парткома и бюро парткома. При рассмотрении деятельности кафедр общественных наук анализировалось идейное содержание курсов. Преподаватели кафедр общественных наук выполняли большую учебную работу, руководили кружками и читали лекции в институте и вне его. Кроме этого, партийная организация требовала от них активной помощи профессорско-преподавательскому составу профилирующих кафедр в изучении марксизма-ленинизма.

 

С февраля 1939 г. после выхода 1038 г. «Краткого курса истории ВКП(б) в институте был введён новый курс «Основы марксизма-ленинизма».

 

В 1964 году кафедра марксизма-ленинизма была преобразована в две самостоятельные кафедры – истории КПСС и философии.

 

70-80-е годы кафедру философии возглавлял Владимир Иванович Клушин – доктор философских наук, профессор, крупный специалист в области истории марксистско-ленинской философии.

 

Профессор В.И. Клушин 80-е гг.Профессор В.И. Клушин 80-е гг.

 

Под его руководством кафедра стала одной из сильнейших (с точки зрения  кадрового состава) среди технических вузов Ленинграда. В этот период на ней работали профессора: В.А. Карпунин, Г.Е. Смирнова, Д.М. Гринишин; доценты: М.А.Чуева, Б.И.Дубенцов, Б.М.Суханов, В.И.Шароградский, О.А.Праздникова, В.К.Бойко, В.Н.Дуденков, В.Н.Чернацкий, О.Ф.Теребилов. Остальные преподаватели (ассистенты) имели ученые степени кандидатов философских наук.

 

Под руководством доцента Владимира Исаевича Шароградского успешно шла работа по подготовке к сдаче кандидатского экзамена по философии с аспирантами и соискателями, причем не только Технологического института, но и различных НИИ г. Ленинграда (ГИПХ, Пластполимер, ВНИИСК им. Лебедева и др).

 

Преподаватели кафедры помимо базового курса философии читали для студентов ЛТИ различные факультативные спецкурсы по актуальным проблемам философии: О.А.Праздникова – по древнерусской культуре,  В.К.Бойко – по логике, Б.М.Суханов – по философии техники, В.Н.Чернацкий, Н.А.Селиверстова и О.В.Семёнов – по религиоведческой тематике. Особенной популярностью пользовались лекции по эстетике и современному искусству доцента В.Н.Дуденкова – блестящего лектора и полемиста.

 

Проф. В.И.Клушин уделял значительное внимание задачам повышения квалификации преподавателей кафедры. В этот период над докторскими диссертациями работали В.И.Шароградский, Б.М.Суханов, а О.Ф.Теребилов и В.Н.Дуденков успешно их защитили.

 

Кафедра философии ЛТИ начало 80-х гг.Кафедра философии ЛТИ начало 80-х гг.

 

Большое значение на кафедре уделялось внеучебной воспитательной работе со студентами. Преподаватели выходили с лекциями и беседами в студенческие общежития, проводили там «круглые столы» и диспуты. Огромный интерес вызывали выступления Б.М.Суханова, обладающего поистине энциклопедическими знаниями в области истории науки и техники и современных достижений научно-технического прогресса. Систематически организовывались экскурсии студентов в музеи Ленинграда. Например, проф. В.И.Клушин проводил экскурсии по паркам Петергофа и в закрытый в то время город Кронштадт; В.Н.Дуденков – в Русский музей, Б.И.Дубенцов – культурологические экскурсии по храмам Ленинграда; в рамках религиоведческий спецкурсов студенты посещали Музей истории религии и атеизма (Казанский собор).

 

В 1990 году на базе отделения общественных науки в связи с возросшей культурно-творческой гуманистической миссией высшего технического образования было создано Гуманитарное отделение, директором которого и председателем его Ученого совета стал профессор В.Н.Дуденков. В состав отделения вошли кафедры философии с секцией истории, социологии, физического воспитания и иностранных языков. Кафедры обеспечивали преподавание базовых курсов: философии, истории Отечества, культурологи, социологии, психологии и педагогики, политологии, физической культуры и иностранных языков. Цель гуманитарной подготовки преподавательский состав отделения видел в том, чтобы развивать духовный потенциал, гуманитарную культуру будущего специалиста, формировать творческую, инициативную личность, ориентированную на общечеловеческие ценности и способную действовать в сложных социально-экономических условиях.

 

Ученый совет Гуманитарного отделения решал не только организационно-методические проблемы кафедр; по его инициативе в течение ряда лет проводились межвузовские научно-методические конференции, по итогам которых выпускались сборники научных трудов. Например,  – «Взаимоотношения преподавателей и студентов в вузе» (2008), «Самосовершенствование личности и самоорганизация преподавательской деятельности» (2009), «Статус преподавателя высшей школы: традиции и новации» (2010).

 

С 1990 по 2012 г. кафедрой философии заведовал доктор философских наук профессор Владимир Николаевич Дуденков, специалист в области русской философии «серебряного века», автор многочисленных публикаций по русскому космизму.

 

Профессор В.Н. Дуденков 90-е гг.Профессор В.Н. Дуденков 90-е гг.

 

Под его руководством продолжался процесс повышения квалификации преподавателей кафедры. Над докторскими диссертациями в этот период работали доценты А.Е.Тюрин, И.И.Евлампиев, А.В.Евсеев, О.М.Ноговицын, О.Э.Душин, А.Н.Токмаков, И.В.Кутыкова; некоторые из них, в частности, О.Э.Душин, И.И.Евлампиев, после успешного окончания докторантуры и защиты диссертации, продолжили свою деятельность на философском факультете СПбГУ и в других вузах Петербурга.

 

С 1992 по начало 2010 гг. преподаватели кафедры философии получили возможность, в рамках обязательных закреплённых учебными планами программ, разработать и читать студентам индивидуальные, оригинальные курсы по философии. Параллельно продолжалась традиция чтения факультативных спецкурсов, охватывающих такие разделы философского знания, как логика, философия техники, религиоведение, этика, концепции современного естествознания и др.

 

В 2011 г. В.Н. Дуденкову Учёным Советом СПбГТИ(ТУ) было присвоено звание почётного профессора института.

 

С 2012 году кафедра философии, вместе с другими социально-гуманитарными кафедрами функционирует в структуре Факультета экономики и менеджмента СПбГТИ(ТУ). С этого времени кафедру возглавил доцент, кандидат философских наук Быданов Виктор Евгеньевич.

 

В.Е. Быданов 2016 г.В.Е. Быданов 2016 г.

 

С 2012 по 2018 учебные годы на кафедре философии работали и работают следующие преподаватели: доц. Быданов В.Е. проф. Дуденков В.Н., проф. Карпухин С.В., доц. Токмаков А.Н., доц. Селиверстова Н.А., доц. Штайн О.А., доц. Бойко В.Н., доц. Кутыкова И.В., доц. Берсенева Н.В., ст. преп. Печенина О.В., ст. преп. Станжевский Ф.А., ст. преп. Гончарко Д.Н. и др.

 

В этот период кафедра философии при разнообразной поддержке ФЭМ СПбГТИ(ТУ) переработала уже традиционно читаемые курсы и разработала ряд новых курсов для бакалавров, магистрантов и аспирантов, по различным философским вопросам, которые отвечали актуальным потребностям динамично изменяющегося учебного процесса в рамках реформы высшей школы в Росси и задачам современной науки. Кроме общего курса «Философии», кафедра читала и читает курсы: «История и философия науки», «Логика и методология научного познания», «Философские проблемы науки и техники», «Философские проблемы химии», «Философские проблемы естествознания», «Логика и теория аргументации», «Логика и введение в интеллектуальную деятельность», «Этика», «Этика научного и делового общения», «Концепции современного естествознания», «Модели принятия коллективных решений», «искусство и литература», «Психология», «Психология и педагогика», «Основы философии» для среднего специального образовния.

 

Кафедра философии активно разрабатывает учебно-методические материалы по читаемым курсам, внедряет новые образовательные технологии и методики обучения, уделяя особое внимание дистанционным формам обучения. Тем самым создаётся креативная научно-образовательная среда, способствующая совершенствованию творческих инициатив студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей.

 

Кафедра активно занимаются научной работой. Так за последние 5 лет ею были организованы и проведены следующие всероссийские и международные научные и научно практические конференции, а также опубликованы материалы этих конференций: «Преподавание философии в уровневой системе ФГОС ВПО» (ноябрь 2013); «Гуманитарное образование в контексте современноготехнического вуза» (ноябрь 2014); «Патриотизм – основа единства российского общества» (февраль 2014); «Роль женщины в истории, обществе, политике и науке» (март 2015); «Создание воспитательной антиэкстремистской и антитеррористической среды в современном вузе» (апрель 2016); «Философия и культура информационного общества» (ноябрь 2016 г.); «Русский логос: горизонты осмысления» (сентябрь 2017 по выгранному гранту РФФИ).

 

Кафедра философии ежегодно проводит ряд научно-методологических межвузовских, междисциплинарных семинаров по актуальным проблемам философии, социальных, естественных и технических наук.

 

Преподаватели кафедры философии принимают самое активное участие в жизни философского общества Санкт-Петербурга, участвуя в различных научных конференциях, круглых столах, коллективных научных сборниках.

 

Кроме этого кафедра ежегодно проводит научные и учебные конференции со бакалаврами, магистрантами и аспирантами СПбГТИ(ТУ), с публикацией материалов конференций в рамках секции «История и методологии химии и химического образования» созданной на базе кафедре философии при Институте Истории Естествознания и техники (ИИЕТ) (Санкт-Петербургское отделение). Под руководством преподавателей кафедры студенты готовят работы и участвуют во Всероссийских конкурсах студенческих работа, занимая призовые места.

 

Кафедра философии занимается широкой воспитательной и патриотической работой с учащимися СПбГТИ(ТУ). При кафедре философии создан и действует студенческий дискуссионный клуб "Дебаты: proetcontra" (руководитель проф. Карпухин С.В.). Преподаватели кафедры организуют экскурсии для студентов в различные музеи, выставки Санкт-Петербурга, круглые столы и другие мероприятия, проходящие в других вузах и различных организациях, проводит различные научные конкурсы и тематические вечера.

 

Решением Президиума Российской Академии Естествознания (от 6 февраля 2016 г.) кафедра философии СПбГТИ(ТУ) за достижения и вклад в развитие Отечественного образования награждена дипломом и нагрудным знаком «Золотая кафедра России» серии «Золотой фонд отечественной науки».

 

    

 

 

Кафедра философии СПбГТИ(ТУ) 2016 г.  (Слева направо: сидят Берсенева Н.В., Быданов В.Е., Штайн О.А.  Стоят слева направо: Карпухин С.В., Нестерова О.М., Станжевский В.Ф., Печенина О.В., Селиверстова Н.А.)Кафедра философии СПбГТИ(ТУ) 2016 г. (Слева направо: сидят Берсенева Н.В., Быданов В.Е., Штайн О.А. Стоят слева направо: Карпухин С.В., Нестерова О.М., Станжевский В.Ф., Печенина О.В., Селиверстова Н.А.)

 

Кафедра философии своей разносторонней деятельностью в вузе способствует взаимодействию естественных, технических и социально-гуманитарных наук, тем самым реализуя мировую магистральную тенденцию гуманизации и гуманитаризации современного высшего  образования, развития современного научного знания.

 

Гуманитаризация технического образования в вузе не связана с будущей профессией, но по своей значимости для формирования специалиста с высшим образованием, для становления личности она в ряде случаев может оказаться даже более значимой, чем подготовка собственно по основной специальности. Понятие «гуманитаризация» неразрывно связано с понятием «культура».

 

Гуманитарное знание - это способ осмысления человеком и обществом своих собственных проблем, и такого рода знание наличествовало на протяжении всей истории цивилизации. Оно определяло принципы, посредством которых осуществлялось обращение к реальности человеческой жизни.

Опубликовал  | создано Понедельник, 11 Март 2013 12:59 | изменение Вторник, 03 Апрель 2018 13:42

Карта института

Детальная информация

 

Будьте в курсе событий института

Подписывайтесь на ленты новостей

 

Календарь мероприятий

Отдел технических средств обучения
Актовый зал, 102, 104, 413, 414 аудитории

Управление по развитию и социальной работе
Общеинститутские мероприятия


Заявка на проведение мероприятия

 

 .

Партнеры / Partners