Нечётная учебная неделя

spbgti_logo.png

Санкт-Петербургский государственный технологический институт
(технический университет) \\ Официальный сайт
Ведущий российский вуз в области химии, химической технологии, биотехнологии, нанотехнологии, механики, информационных технологий, управления и экономики. Современный учебный центр высшего образования. Основан в 1828 году.

История кафедры

В странах с современной химической индустрией при опережающих темпах её развития по сравнению с развитием промышленности в целом роль химической технологии как науки и её важнейшего раздела - инженерной химии - резко возрастает. Она объединяет основные процессы и аппараты химической технологии и химические реакторы. Успешное решение её проблем позволяет осуществлять достижения химии в промышленном масштабе. При этом следует отметить, что прогресс химического производства во многом зависит также от химической техники и химического машиностроения.
 
Наука об инженерной химии в России стала зарождаться в конце прошлого столетия благодаря выдающимся ученым - профессорам Технологического института, которые оказали большое влияние на создание научных и педагогических основ инженерной химии и их практического приложения.
 
В конце 80-х годов девятнадцатого столетия в институте начал преподавательскую деятельность Николай Павлович Петров, создавший гидродинамическую теорию смазки, которая получила свое применение в химической технологии. Автору была присуждена Ломоносовская премия. Основоположником теории автоматического регулирования по праву считается профессор Иван Алексеевич Вышеградский, который проработал в институте 30 лет и одно время был его ректором. Он создал и читал курс «Основы теплопередачи», входящий в учебный план подготовки как инженеров-механиков, так и инженеров-химиков, а для студентов-технологов ввел курс дипломного проектирования. Он был избран почетным членом Петербургской Академии наук и Учебного комитета института. Принем стал работать в институте Дмитрий Иванович Менделеев, который посвятил ему более 10 лет своей научной и педагогической деятельности. Д.И. Менделеев в своих трудах особо подчеркивал значение для практики фундаментальной подготовки, в частности, по инженерной химии. Он писал: «Опыт подсказывает, что для хорошей общей подготовки практика промышленных дел, разнообразие которых не может быть объято ни при каком делении специальностей, охватывается легко».
 
Одним из многочисленных единомышленников Д.И. Менделеева в этой области был профессор Александр Кириллович Крупский, который преподавал в институте в течение 40 лет после окончания Петербургского университета и 3-летней стажировки в Цюрихе и Лейпциге. А.К. Крупский по рекомендации Д.И. Менделеева в 1871 г. был избран адьюнкт-профессором кафедры минеральной технологии технологического института, а с 1876 г. - профессором той же кафедры. Он впервые обратил внимание на то, что на большинстве предприятий химической и смежных отраслей промышленности встречаются одни и те же процессы, одни и те же конструкции химической аппаратуры и другого оборудования (фильтры, центрифуги, теплообменники, выпарные и ректификационные установки и др.). Он предложил все типовые процессы и аппараты химической технологии рассматривать с единой точки зрения и встал на путь обобщения в области теории этих процессов. Он полагал, что методы обобщений являются плодотворными в химической технологии. Профессор А.К. Крупский по праву считается основоположником науки о процессах и аппаратах химической технологии в нашей стране. Курс химической технологии, читаемый в те годы, сводился к простому описанию отдельных процессов и лишь в некоторых случаях иллюстрировался примерами расчета. А.К. Крупский впервые изложил обобщающие принципы расчета и проектирования процессов и аппаратов в книге «О русских химических заводах в их домашней обстановке и внешних обстоятельствах» (1873 г.), в цикле статей «Отдельные главы о приемах и орудиях химического заводского хозяйства» (1875 г.) и особенно развил их в небольшой монографии «Начальные главы учения о проектировании химической технологии» (1909, 1915 гг.).
 
Дальнейшее развитие наука о процессах и аппаратах получила в трудах ученика профессора Крупского – профессора Леонида Философовича Фокина Он создал новый курс «Методы и орудия химической техники». На кафедре минеральной технологии в 1915 г. Л.Ф. Фокин опубликовал две части читае-мого им курса в виде монографий: «Обработка газов» (1923 г.) и «Обработка жидкостей» (1925 г.).
 
Это были первые учебные пособия по курсу, который впоследствии стал называться курсом процессов и аппаратов.
 
Профессор Л.Ф. Фокин был видным ученым и инженером широкого профиля. Много труда вложил Л.Ф. Фокин в создание в нашей стране азотно-туковой промышленности.
 
Значительный вклад в развитие науки о процессах и аппаратах внес профессор К.Ф.Павлов. Константин Феофанович Павлов широко известен не только как видный деятель советской высшей школы, отдавший 25 лет своей жизни делу подготовки инженеров-химиков, но и как крупный специалист, много сделавший для развития химического машиностроения, реализации новых химических производств и для становления новой научной дисциплины -процессов и аппаратов химической технологии.
 
В 1926 г. он блестяще закончил ЛТИ по кафедре основной химической промышленности и был оставлен академиком Д.П. Коноваловым в институте для работы по систематизации и обобщению методов расчета химических машин и аппаратов. Эта работа К.Ф. Павлова была важным шагом в создании новой отрасли инженерной науки, необходимой для специалистов химиков-технологов. В 1929 г. (после смерти академика Д.П. Коновалова) К.Ф. Павлов возглавил кафедру общей химической технологии и химической аппаратуры. В 1932 г. К.Ф Павлов был избран в Ленинградском химико-технологическом институте профессором и в течение многих лет руководил тремя кафедрами: кафедрой процессов и аппаратов, кафедрой общей химической технологии и кафедрой технологий неорганических веществ. В годы первых пятилеток очень острым стал вопрос о подготовке кадров для бурно развивающейся химической промышленности. Большое внимание в этот период уделялось общеинженерной подготовке студентов, фундамент которой укреплялся курсом процессов и аппаратов химической технологии. Профессор К.Ф. Павлов значительно расширил содержание курса и одновременно углубил его расчетную часть, так необходимую будущим инженерам-проектировщикам.
 
Книга «Методы расчета типовой химической аппаратуры» (дополненная атласом расчетных диаграмм и номограмм) стала не только учебным пособием для студентов, но и практическим руководством для инженеров-технологов и инженеров-проектировщиков. В книге были собраны задачи и расчетные примеры, которые предлагались студентам ЛТИ при изучении курсов «Методы и орудия химической техники» и «Химическая аппаратура».
 
Профессор К.Ф. Павлов возглавил научную школу специалистов по химической аппаратуре, воспитал сотни специалистов, поднявших на новый уровень развития теорию и практику основных процессов химической технологии.
 
В 1936 г. в ЛТИ была организована первая в стране лаборатория химическойаппаратуры, которой впоследствии было присвоено имя профессора К.Ф. Павлова. В том же 1936 г. объединенная кафедра разделилась на кафедру общей химической технологии (её возглавил профессор Иван Сергеевич Лилеев) и кафедру процессов и аппаратов химической технологии, руководить которой остался профессор К.Ф. Павлов.
 
Успешное развитие учебно-научной деятельности кафедры процессов и аппаратов было прервано Великой Отечественной войной, вырвавшей из коллектив многих сотрудников. После эвакуации большей части института в Казань в 1941-1942 гг. вся работа была подчинена нуждам блокадного Ленинграда. На кафедре был выполнен ряд работ оборонного характера. Совместно с другими кафедрами института было налажено производство необходимых для фронта химико-фармацевтических препаратов - хлористого этилена и др., был разработан метод вакуумной сушки плазмы крови и многие другие. Активное участие в организации промышленного производства соевого молока и других пищевых продуктов из соевых бобов принял Петр Григорьевич Романков.
 
К.Ф. Павлов после эвакуации в Казань перешел в Институт физических проблем АН СССР в Москве. Учебная деятельность кафедры (после годичного перерыва) возобновилась в 1943 г. под руководством П.Г. Романкова.
 
Ещё в годы Великой Отечественной войны в ЛТИ стал создаваться и крепнутьпод руководством П.Г. Романкова новый коллектив кафедры процессов и аппаратов.
 
П.Г. Романков в 1929 г. окончил Ленинградский технологический институт. Работал в Московском высшем техническом училище и в Московском институте химического машиностроения. В 1934г. перешел на работу в Ленинградский химико-технологический институт им. Ленсовета. С 1948 г. профессор этого института, заведующий кафедрой процессов и аппаратов втечение 30 лет проректор по научной работе, член-корреспондент АН СССР, заслуженный деятель науки и техники РСФСР.
 
В 1947 г. увидело свет первое издание учебного пособия «Примеры и задачи по курсу процессов и аппаратов химической технологии» К.Ф. Павлова, П.Г. Романкова и А.А. Носкова. Книга быстро завоевала популярность и стала настольной не только для студентов, но и для молодых специалистов и инженеров технологов-химиков и механиков. За 50 лет пособие выдержало 10 изданий и было переведено на 12 иностранных языков. Оно явилось естественным дополнением к учебнику А.Г. Касаткина «Основные процессы и аппараты химической технологии».
 
Кафедра процессов и аппаратов неизменно уделяла и уделяет главное внимание повышению уровня инженерной подготовке студентов. С этой целью наряду с практическими занятиями, К.Ф. Павловым и его сотрудниками впервые в Советском Союзе была создана учебная лаборатория химической аппаратуры (1936г.). Кроме основных процессов химической технологии, был организован отдел контрольно-измерительных приборов. В 50-е годы лаборатория стала образцовой в системе Минвуза СССР. В дальнейшем эта лаборатория получила значительное расширение и пополнение пилотными установками практически по всем разделам процессов химической технологии. Раздел КИП и автоматика был передан на вновь созданную кафедру автоматизации химических производств. В связи с появлением электронно-вычислительной техники на кафедре была произведена частичная реконструкция. В лабораторных работах с компьютеризацией отдельных установок (ректификационные, гидродинамической структуры потоков), при их модернизации и создании новых лабораторных работ ещё шире стали использовать объединенные - теоретические и экспериментальные - методы исследования с целью интенсификации и разработки новых процессов и аппаратов.
 
Широко известны созданные коллективом кафедры учебник и 9 учебныхпособий.
 
Одним из важнейших видов самостоятельной работы студентов является подготовка к курсовому проектированию по инженерной дисциплине «Процессы и аппараты химической технологии». При выполнении индивидуального задания по аппаратурно-технологическому расчету конкретной промышленной установки (абсорбционной, выпарной, ректификационной, сушильной и др.) студенты учатся работать самостоятельно со справочной литературой, знакомятся со стандартами, приобретают навыки не только изготовления, но и чтения чертежей. Курсовой проект по процессам и аппаратам имеет большое значение для успешного выполнения курсового и дипломного проектирования по специальности. При курсовом проектировании широко используется компьютерная техника. 
 
Кафедра активно развивает научно-исследовательскую деятельность.
 
Коллектив кафедры процессов и аппаратов начинает проводить теоретические и экспериментальные исследования основных процессов химической технологии: гидромеханических, тепловых, массообменных. Особенно больших успехов кафедра достигла в развитии теории и практики процесса сушки и адсорбции, по разработке новых конструкций аппаратов. Кафедра была одной из первых по исследованию гидродинамики псевдоожиженного слоя и применению этого метода в различных процессах химической технологии (сушка, адсорбция, экстрагирование). Эти работы были начаты в 50-х годах.
 
На кафедре проводятся большие исследования по гидродинамическим процессам (перемешивание в жидких средах, фильтрование и центрифугирование), включая разработку их нового аппаратурного оформления. Кафедра-постоянный участник международных конференций, съездов, симпозиумов, например международного Менделеевского съезда по общей и прикладной химии, конгресса «ХИСА» по тепло- и массообмену и др.
 
Наряду с большой работой по исследованию отдельных процессов химической технологии, обобщенной в 17-ти монографиях, кафедра проводит большую работу по созданию справочной литературы для студентов, инженеров и научных работников, работающих в области инженерной химии. Следует также отметить, что коллектив кафедры занимается популяризацией химической техники для рабочих химической и смежных отраслей промышленности.
 
Кафедрой также была выполнена очень большая работа по переводу 8 лучших зарубежных научных и учебных книг по инженерной химии.
 
Необходимо подчеркнуть, что научная школа процессов и аппаратов, созданная А.К. Крупским, Л.Ф. Фокиным и К.Ф. Павловым, получившая свое дальнейшее развитие в послевоенные годы под руководством П.Г. Романкова, насчитывает сейчас 20 докторов наук и около 200 кандидатов наук. Многие из них заведуют кафедрами и занимают руководящие должности как у нас в стране, так и за рубежом (Болгария, Германия, Венгрия, Куба, Вьетнам, Китай, Египет, Украина, Белоруссия, Узбекистан, Грузия, Эстония, Латвия и др.).
 
В последнее время кафедрой руководит ученик П.Г. Романкова, доктор технических наук, профессор О.М. Флисюк. 
 
Олег Михайлович Флисюк после окончания Ленинградского инженерно-строительного института в 1968 г. по специальности инженер-механик, в течение ряда лет работал на производстве, в том числе на руководящих должностях: был главным механиком комбината по производству строительных материалов и заместителем главного инженера машиностроительного объединения. Затем в марте 1972 г. перешел на работу в Ленинградский технологический институт на кафедру процессов и аппаратов, сначала в должности младшего научного сотрудника, а спустя полгода был переведен на должность старшего научного сотрудника.
 
В 1975 г. под научным руководством чл.-корр. АН СССР П.Г. Романкова подготовил и защитил кандидатскую диссертацию. В 1976 году закончил ЛТИ по специальности автоматизация экспериментальных исследований
 
В последующие годы работал на кафедре в должностях ассистента и старшего преподавателя.
 
В 1988 г. защитил докторскую диссертацию. С 1989 г. по настоящее время работает в должности заведующего кафедрой процессов и аппаратов.
 
Профессор О.М. Флисюк является крупным специалистом в области тепло-массообменных процессов в системах с твердой фазой. Им опубликовано более 200 научных работ и учебных пособий. Имеет более 30 авторских свидетельств и патентов на изобретения. Многие из его разработок внедрены в промышленность.
 
В последние годы кафедра процессов и аппаратов принимала самое непосредственное участие в выполнении государственного контракта по заданию Минобрнауки по переработки нефтешламов и кислых гудронов. В выполнении этой работы принимали участие ведущие преподаватели кафедры: доцент О.Н.Круковский, доцент О.В.Муратов, доцент В.А. Константинов, доцент Е.И.Борисова. К выполнению этой работы были привлечены аспиранты кафедры и студенты. Благодаря успешному выполнению этой работы СПБГТИ(ТУ) было предложено выполнить аналогичную работу для ОАО «Роснефть». Эта работа выполнялась в рамках хоздоговорной работы и была выполнена целиком силами кафедры. В ходе выполнения этой работы были разработаны новые технологии и установки для переработки нефтешламов, которые были защищены патентами на изобретения и полезные модели. 
 
В настоящее время сотрудники кафедры проводят научные исследования, связанные с разработкой инновационных марганцевых материалов (совместно с ООО «ДИОМА», г.Санкт-Петербург), на основе диоксида марганца с различной внутренней структурой. Полученные результаты показали большую перспективу применения этих материалов в различных отраслях промышленности. Прежде всего - для новых источников тока – батареек, аккумуляторов и конденсаторов, а также для различных диоксид-марганцевых-катализаторов и окислителей, молекулярных сит, хемосорбентов и поглотителей. 
 
Свои знания и накопленный опыт преподаватели кафедры используют принимая участие в разработке проектной документации для производств химического и нефтехимического профиля. Так, при их непосредственном участии была разработана проекты производства гранулированных коагулянтов для ОАО «Аурат» в г. Чебоксары (республика Чувашия), производства хлористого кальция для ООО «Сода-Хлорат», г. Березники и др.
 
Большую работу преподавательский коллектив кафедры ведет по разработке новых образовательных программ. Эта работа проводится под руководством заместителя заведующего кафедрой, доцента Фомина В.В. по всем дисциплинам, которые преподаются на кафедре. Кроме того, преподаватели кафедры много внимания уделяют подготовке материалов для участия в конкурсах на гранты Минобрнауки и Минпромторга.
 
За кафедрой по-прежнему остается главное научное направление - кинетика процессов химической технологии, разработкафундаментальных основ процессов на базе глубокого изучения явлений переноса импульса, теплоты и массы. Коллектив производит разработку научно-инженерых основ расчета и создания высокопроизводительных и высокоэффективных аппаратов на качественно более высоком уровне.
 
Кафедра процессов и аппаратов сегодня - это высококвалифицированный научно-педагогический коллектив, состоящий из двух докторов наук, профессоров, доцентов, кандидатов технических, физико-математических, химических наук и преподавателей кандидатов технических наук. Коллектив на первое место ставит развитие учебного процесса подготовки инженерных и научных кадров, создает новые учебные пособия, обладает большим научным потенциалом, поддерживает тесные связи с промышленностью. 
 
В заключение следует подчеркнуть, что научно-педагогическая школа инженерной химии занимает достойное место среди других научных школ института. В течение более 70-ти лет она вносит свой вклад в подготовку инженерных и научных кадров, принимает участие в решении и реализации задач химической и смежных с ней отраслей промышленности.
 
Создание и развитие инженерной химии является лишь частью богатой истории Санкт-Петербургского государственного технологического института (технического университета). 
Опубликовала  | создано Четверг, 04 Апрель 2013 14:28 | изменение Четверг, 12 Июль 2018 15:18

Карта института

Детальная информация

 

Будьте в курсе событий института

Подписывайтесь на ленты новостей

 

Календарь мероприятий

Отдел технических средств обучения
Актовый зал, 102, 104, 413, 414 аудитории

Управление по развитию и социальной работе
Общеинститутские мероприятия


Заявка на проведение мероприятия

 

 .

Партнеры / Partners