Чётная учебная неделя

spbgti_logo.png

Санкт-Петербургский государственный технологический институт
(технический университет) \\ Официальный сайт
Ведущий российский вуз в области химии, химической технологии, биотехнологии, нанотехнологии, механики, информационных технологий, управления и экономики. Современный учебный центр высшего образования. Основан в 1828 году.

История кафедры

Кафедра иностранных языков в Технологическом институте была организована осенью 1931 года. Возглавила ее Э.Г. Иогансен-Гегель. Первыми преподавателями были М.Е. Викулова, К.А. Антонова, В.Б. Тресвятская, О.Д. Вержбицкая и С.И. Петрова, которые всю жизнь (за исключением Великой Отечественной войны) проработали на кафедре.
 
В начале 1932 года кафедра разделилась на кафедру английского языка, которой заведовала О.К. Васильева-Шведе (впоследствии профессор ЛГУ им. А.А. Жданова), и кафедру немецкого языка, которую возглавила Э.Г. Иогансен-Гегель. В августе 1941 года исполняющей обязанности заведующей объединенной кафедрой была назначена старший преподаватель В.Б. Тресвятская. В первые месяцы войны преподаватели участвовали в строительстве оборонительных сооружений вокруг Ленинграда.
 
После эвакуации института в город Казань в блокадном Ленинграде остались А.П. Смирнова и В.Б. Тресвятская. В.Б. Тресвятская, пройдя краткосрочные курсы, работала медсестрой в детской консультации до 1943 года.
 
Осенью 1943 года в институте возобновились занятия. Они проходили в очень трудных условиях в помещении студенческого гардероба главного здания.
 
С 1944 года по 1974 год заведующей кафедрой была В.Б. Тресвятская. Ей удалось вернуть на кафедру иностранных языков большую часть преподавателей, которые работали там до эвакуации института. С 1945 года на кафедре работали три секции: английского, немецкого и французского языков.
 
С 1974 года по 2000 год кафедрой руководила кандидат филологических наук, доцент В.Л. Завгородняя. С 2000 года по 2017 год должность заведующей кафедрой иностранных языков занимала кандидат филологических наук, доцент В.М. Зинченко. С 2017 года кафедрой заведует кандидат филологических наук, доцент А.В. Юнг.
 
Кафедра иностранных языков осуществляет обучение практическому владению английским, немецким и французским языками для их активного применения выпускниками вуза как в повседневном, так и в профессиональном общении. Занятия производятся в группах студентов, магистрантов и аспирантов. На кафедре работают девятнадцать преподавателей, их них пять кандидатов наук.
 
На кафедре иностранных языков существует секция русского языка.
 
Создание секции русского языка в Технологическом институте было связано с необходимостью подготовки специалистов для химической промышленности социалистических стран, появившихся на карте мира после Второй мировой войны.
 
Первые иностранные студенты прибывают на обучение в Технологический институт в 1947 году. Первым преподавателем русского языка как иностранного в институте стал М.А. Бирзон. В 1950 г. в составе кафедры иностранных языков формируется секция русского языка, которой  до конца 1955 года руководила В.С. Жúвотова. С 1956 года кафедрой заведовал доцент А.Г. Ходюк, а с 1961 года – Б.А. Винокуров. С 1966 года кафедру возглавляла старший преподаватель Г.Н. Комиссарова. Будучи человеком энергичным, она сумела создать творческую атмосферу в работе педагогического коллектива, а учебу для иностранных студентов, аспирантов и стажеров сделать интересным, познавательно-мотивированным процессом. В 1986 г. образовалась отдельная кафедра русского языка и методики преподавания в высшей школе. Кафедрой до 1993 года руководила профессор Г.Е. Ковалева.
 
С распадом СССР и социалистической системы контингент студентов, изучающих русский как неродной язык, резко сократился. В 1993 г. кафедра была расформирована, получив статус секции русского языка при кафедре иностранных языков. С 1996 г. объем учебной нагрузки несколько возрос за счет увеличения числа иностранных учащихся, главным образом из КНР, что позволило увеличить штатное расписание секции. Ныне заведующим секции является кандидат филологических наук, доцент А.И. Соколов. 
 
Учебная работа секции связана с обучением русскому языку российских студентов, иностранцев, слушателей Малого факультета и подготовительных курсов. Главная дисциплина «Русский язык и культура речи» с 2000 года постепенно вводилась в учебный план экономического факультета, факультетов технического профиля и заочного отделения. Секция разработала Учебно-методический комплекс элективного курса «Культура речи и язык науки», посвященного изучению научного стиля речи, терминоведения, формированию практических навыков редактирования научных текстов. Студенты привлекались  к участию в олимпиадах по русскому языку, проведению  пешеходных экскурсий по городу для иностранцев. В рамках дополнительной образовательной программы «Связи с общественностью», доцент Соколов А.И. проводит занятия по теории аргументации, основам ораторского мастерства, стилистике и литературному редактированию.  
 
На подготовительном отделении обучаются иностранцы, не владеющие русским языком. Студенты-иностранцы изучают русский язык в течение шести семестров. 
 
Объем занятий с аспирантами варьируется в зависимости от  степени владения языком. 
 
Секция обучает стажеров из Германии, Франции и других стран –  индивидуально или в группах. 
 
С 1997 г. секция возобновила работу на подготовительных курсах и Малом факультете в связи с введением экзамена по русскому языку и литературе для поступающих на экономический факультет. Ежегодно преподаватели секции проводят итоговое тестирование слушателей МФ и курсов (апрель-май), принимают вступительные экзамены. Для работы в предметной комиссии секцией привлекаются опытные преподаватели-русисты из Горного института, Военного инженерно-технического университета, Института лингвистических исследований РАН.
 
Учебно-методическая работа ведется в трех направлениях: методика преподавания русского как иностранного (РКИ), методические разработки в курсе «Русский язык и культура речи», оптимизация существующих методик преподавания русского языка для поступающих в технический вуз.
 
Преподаватели кафедры акцентируют свое внимание на применении активных методов обучения иностранным языкам. Особое внимание уделяется подготовке студентов быть способными участвовать в реальном общении. Такая задача решается посредством использования на занятиях элементов естественного общения. Коммуникативный подход нацелен на формирование коммуникативной компетенции, то есть на приобретение умений пользоваться всеми видами речевой деятельности. Параллельно с изучением языка как системы отдельных лексических и грамматических структур студенты учатся использовать данные структуры в речи, приобретают навыки употребления их в реальных коммуникативных ситуациях.
 
Естественные ситуации общения создаются на основе читаемых в аудитории текстов, когда определенные задания преподавателя по обсуждению содержания текстов провоцируют студентов к высказыванию своего оценочного отношения к рассматриваемой проблеме. Более активным такое обсуждение  становится при  использовании некоторой наглядности  –   рисунков, схем, диаграмм и т. п. Закреплению и активизации форм речевого общения в значительной степени способствует просмотр и обсуждение учебных видеопрограмм и видеофильмов. Задача преподавателя заключается в рациональном построении занятия, на котором применяются видеоматериалы, и умелой организации их обсуждения со студентами  с использованием заранее определенных речевых образцов.
 
Существенно активизировать и модернизировать процесс обучения помогают компьютерные технологии. Электронные программы позволяют в большей степени разнообразить предъявляемый учебный материал, а также расширяют возможности тренировки и повышают эффективность усвоения материала студентами. Оставаясь один на один с компьютерной программой, общаясь с «машиной», студент чувствует себя более свободным, раскованным, особенно если программа предоставляет ему время на обдумывание ответов.
 
Следует отметить немаловажный факт, что использование компьютерных программ повышает престиж дисциплины как таковой. Учащиеся с большим доверием относятся к учебной программе, которая соответствует возможностям и требованиям современных образовательных технологий.
 
На кафедре активно используются компьютерная техника. На начальных этапах обучения разрабатываются задания компьютерных программ на основе материалов базового учебника, что дает возможность посредством многократного предъявления лексических единиц и грамматических структур повысить качество усвоения и закрепления языкового материала. 
 
Студентам предлагается выполнить тренировочную компьютерную программу (лабораторную работу), составленную на основе грамматического и лексического материала определенного урока. Лабораторная работа представляет собой серию упражнений, способствующих усвоению различных аспектов языкового материала урока. Ее конечной целью является подготовка студентов к чтению и пониманию основного текста.
 
Ежегодно во второй половине апреля со студентами всех факультетов проводится итоговое компьютерное тестирование. Итоговые тесты постоянно обновляются и совершенствуются.
 
Рабочей программой дисциплины «Иностранные языки» предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа проводится с целью углубления знаний по иностранному языку и предусматривает подготовку к практическим занятиям, индивидуальное чтение технических текстов, работу с аудио- и видеоматериалами, работу с Интернет-источниками, подготовку к написанию контрольных работ, тестов.
 
При организации самостоятельной работы преподаватели нацеливают студентов на необходимость регулярных домашних занятий: повторение грамматики, лексики, чтение специальных текстов. На занятиях в аудитории студенты получают методическую установку, каким образом они могут добиться эффективных результатов в своей самостоятельной работе.
 
Домашние задания по самостоятельной работе носят по возможности творческий характер и предусматривают обязательное извлечение информации при чтении, использование полученной информации для составления плана прочитанного, написании аннотации, реферата.
 
Для повышения информативной значимости литературы для самостоятельного чтения используются актуальные статьи из журналов, книг, а также Интернет-источники.
 
Студенты, обнаруживающие лучшие результаты в изучении английского языка, участвуют в регулярно организуемых внутривузовских и межвузовских олимпиадах по данной дисциплине.
 
Кафедра иностранных языков активно включается в инновационные формы обучения.
 
Преподаватели кафедры выступают с докладами на научно-методических конференциях СПбГТИ(ТУ) и других вузов города, публикуют научные статьи по языкознанию и смежным с ним дисциплинам, издают учебно-методическую литературу. Кроме того, они регулярно проходят обучение на факультете повышения квалификации СПбГТИ(ТУ).
 
Преподаватели кафедры постоянно оказывают помощь аспирантам и сотрудникам института при подготовке научных статей, докладов и отчетов на иностранных языках. На протяжении ряда лет кафедра участвует в подготовке аспирантов по международным программам и грантам, а также по линии ДААД. Одним из важных аспектов работы кафедры является также помощь студентам старших курсов в подготовке и защите дипломных проектов на иностранном языке.
Опубликовал  | создано Четверг, 29 Март 2012 09:59 | изменение Вторник, 31 Октябрь 2017 13:30

Карта института

Детальная информация

 

Будьте в курсе событий института

Подписывайтесь на ленты новостей

 

Календарь мероприятий

Отдел технических средств обучения
Актовый зал, 102, 104, 413, 414 аудитории

Управление по развитию и социальной работе
Общеинститутские мероприятия


Заявка на проведение мероприятия

 

 

 .

Партнеры / Partners