Чётная учебная неделя

spbgti_logo.png

Санкт-Петербургский государственный технологический институт
(технический университет) \\ Официальный сайт
Ведущий российский вуз в области химии, химической технологии, биотехнологии, нанотехнологии, механики, информационных технологий, управления и экономики. Современный учебный центр высшего образования. Основан в 1828 году.

Исторические очерки


НАЧАЛО МЕХАНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
 
      В первые годы девятнадцатого века промышленный переворот в европейских странах начинает постепенно захватывать и экономику России, где в дополнение к мануфактурному возникает фабрично-заводское производство. В это же время особое значение приобретают надежные пути сообщения не только для снабжения Москвы и Петербурга, но и для военных целей. Для их  строительства и эксплуатации по указу Александра 1 в 1809 году были образованы Главное управление путей сообщения, Корпус инженеров путей сообщения и Институт Корпуса путей сообщения – первое в России высшее техническое учебное заведение  строительного  профиля с четырехлетним сроком обучения. Этот привилегированный  вуз для детей дворян с обучением на французском языке готовил специалистов по проектированию и строительству дорог, мостов, портов, шлюзов и других сооружений. Выпускники получали воинское звание поручика и проходили службу в Корпусе инженеров путей сообщения. На должность директора института был назначен известный в Европе механик и строитель Августин Августинович Бетанкур.
     Бетанкур получил образование инженера-строителя в Мадриде, но одновременно глубоко интересовался успехами английского машиностроения. Он работал директором Королевского кабинета машин,  руководил испанской школой инженеров, был генеральным инспектором путей сообщения и строителем каналов в Испании. В 1808г. по предложению русского посла в Испании И.М.Муравьева-Апостола (отца будущего декабриста) и после личной беседы Александра 1 и  Наполеона в Эрфурте Бетанкур был принят на русскую службу в чине генерал-майора.
     Проект организации института и его учебный план были разработаны Бетанкуром не только на основе последних идей, уже проверенных в политехнической школе инженеров Испании, но и содержали новые оригинальные предложения: «Цель института – снабдить Россию инженерами, которые прямо на выходе из него могли бы быть  назначаемы к  производству всяких работ в империи. Следовательно, необходимо, чтобы при самом выходе из института воспитанники его были знакомы с основными началами наук и практическими их приложениями к инженерному искусству, а потому последний год пребывания в институте они должны посвятить исключительно практике, а до того времени ознакомиться со всеми необходимыми для того науками». Вот когда зародилась практика старшекурсников современных  вузов.
      Первый набор будущих инженеров-строителей составил всего 40 человек, в их числе находились и братья С.И. и М.И.Муравьевы-Апостолы. Занятия в институте начались 1 ноября 1810г. В первые годы в институте преподавали академики В.И.Висковатов, С.Е.Гурьев и Д.С.Чижов (математика и механика), а также выпускники Парижской Политехнической школы П.П.Базен (высшая  математика), К.И.Потье (начертательная геометрия), А.И. Майоров (высшая  математика и построение  машин). Несколько позднее  к преподавательской работе были привлечены и другие ученые с мировым именем – академики М.В.Остроградский, В.Я.Буняковский, Г.И.Гесс, а также выпускники Политехнической школы в Париже профессора Г.Ф.Ламе и Б.Э.Клапейрон. Сам Бетанкур читал лекции по начертательной геометрии и «Курсу построения  машин».
      Неудивительно, что при таком высококвалифицированном педагогическом составе слушатели получали фундаментальную подготовку  по физико-математическим наукам, геодезии, начертательной геометрии, построению машин,  прикладной  механике и др. Это позволяло выпускникам института принимать самое активное участие в строительстве дорог, мостов, общественных зданий и сооружений, каналов, шлюзов, машиностроительных заводов и фабрик и оборудования для их оснащения. Питомцы института участвовали в войне с Наполеоном и, по словам М.И.Кутузова, «армия от недостатка путей сообщения не страдала».
       По  свидетельству современников армия не страдала и от недостатка в снабжении  продовольствием и фуражом огромных  масс пехоты, конницы и артиллерии. При тех примитивных средствах подвоза проявились изумительная распорядительность, находчивость, большие знания и надлежащая экономность генерал-интенданта русских войск Егора Францевича Канкрина – будущего министра финансов России,  автора талантливых сочинений по военному искусству, экономике, государственному хозяйству.
      Таким образом, всего через два неполных десятилетия, разделявших основание института Корпуса путей сообщения в Петербурге и Политехнической школы в Париже с ее знаменитыми наставниками, Россия приняла на вооружение все ее прогрессивные начинания в системе высшего технического образования. Более того,  путейцы пошли еще дальше – практика наряду с теоретическим обучением впервые стала  существенной  частью учебного процесса. А новейший для европейской высшей школы «Курс построения машин» был  введен Бетанкуром в учебный план Петербургского института  путей сообщения в 1811 г.  – всего на три года позже, чем в Парижской Политехнической школе.
       В 1820 г. курс механики начал читать профессор Клапейрон – выпускник  Парижской Политехнической школы, который в 1823 г. выделил в особый предмет “учение о  двигателях и приемниках действия сил” под названием “Прикладная  механика”. Дальнейшее совершенствование прикладной  механики связано с именами выпускников института  Корпуса путей сообщения профессоров Мельникова Павла Петровича и Ястржембского Николая Феликсовича – учеников и сотрудников выдающегося математика и механика академика Михаила Васильевича.Остроградского.  
      После победы над Наполеоном Россия медленно разворачивалась в сторону создания материально-технической базы крупного капитала. Первыми на путь технического перевооружения встали имевшие неограниченный рынок сбыта текстильные мануфактуры центральных районов России, где применение механизированных ткацких станков и паровых двигателей позволяло резко повысить производительность труда.   Вводится  механизация на ситценабивных фабриках вокруг Петербурга, Москвы, Иванова, Шуи, где доля  высокопроизводительного наемного труда поднимается до 80-95%. Соответственно этому  возрастает спрос  на химическую и  машиностроительную продукцию, растет общее число предприятий, среди которых доля химических производств постепенно поднимается до 6%. Машиностроительные заводы Петербурга, Москвы, Урала осваивают производство паровых двигателей для текстильных  фабрик и  машиностроительных  заводов.   
     По проекту Бетанкура создается первое паровое судно для очистки дна Кронштадского порта при помощи оригинального ковшового экскаватора.  Англичанин Ч.Берд с 1792 г. на основанном им в Петербурге заводе налаживает  выпуск паровых двигателей для Александровской мануфактуры, Тульского оружейного завода и других предприятий. К 1825 г. их было выпущено около 140 шт., а мощность одной машины постепенно приблизилась к 40 л.с. Англия не разглашала производственные секреты машин Д.Уатта, поэтому русским  мастерам приходилось  самостоятельно осваивать производство новой техники, надежность которой на первых этапах оставляла желать лучшего. Здесь сказывалось крайне низкое общее число подготовленных специалистов-профессионалов с высшим и средним техническим образованием, которые выпускались в России в основном для “коронной” (государственной) службы военными или такими “закрытыми” учебными заведениями как старейший Горный кадетский корпус или Институт корпуса путей сообщения. Что же касается обслуживания различных технологий на частных предприятиях хлопчато-бумажной, химической, лесной и других отраслей промышленности, то здесь отсутствие  специалистов, в том числе и со средним техническим образованием, становилось заметным тормозом развития. Кадровая проблема в условиях подготовки промышленного переворота стала постепенно перерастать в государственную.
      Блестящее решение этой сложнейшей задачи, оздоровления финансов страны и введение прогрессивных реформ в горной и других отраслях промышленности, связаны с именем Е.Ф.Канкрина. Он был назначен Александром I в 1823 г.  министром финансов и проработал на этом посту 21 год – такой длительный срок  и так успешно не работал ни один министр финансов. В первый же год своего руководства министерством Канкрин уничтожил бюджетный дефицит, который принял при предыдущем министре Гурьеве размеры истинного финансового бедствия (“гурьевская каша”). За первые 12 лет он значительно снизил военные расходы за счет “пресечения неумолимой рукой  злоупотреблений и хищений в армии”; тем же способом он сократил расходы своего министерства на 24 млн. руб. – огромную по тем временам сумму; без повышения налогов  он добился увеличения доходов на 31 млн.; таможенные доходы постепенно возросли  с 30 до 81 млн. руб.; возросли добыча золота, платины, и т.д. 
     Финансовые успехи Канкрина позволили ему не жалеть  средств на распространение  технического образования в России и неусыпно опекать мануфактурную промышленность и горное дело – верные источники благосостояния страны. Почти сразу же после вступления в должность министра Канкрин приступил к подробной разработке плана учреждения в Петербурге Технологического института, который по его замыслу должен был быть открытым “для преподавания наук по части мануфактурной промышленности”. «Россия – по словам Канкрина - совсем не имеет располагающего средними теоретическими знаниями класса людей, который ей крайне нужен в самых разнообразных отраслях труда».  В комиссию для разработки учебных программ были привлечены академик Э.Д.Коллинс (математика) и непременный секретарь Академии Н.И.Фусс, член Главного правления училищ при министерстве просвещения России, ученик и активнейший научный сотрудник Леонарда Эйлера. Составление учебного плана института Канкрин поручил экстраординарному академику 28-летнему Герману Ивановичу Гессу - новой восходящей звезде Академии по кафедре химии, будущему автору классического учебника «Основания чистой химии» и  первооткрывателю главных законов термохимии. 
     Мысль о необходимости для страны специалистов для промышленных предприятий четко прослеживается в «Положении об устройстве Санкт-Петербургского Практического Технологического Института»,  утвержденного Николаем I 28 ноября 1828 г. Сам же Канкрин со свойственной ему страстностью принялся за осуществление своей мысли.  Проходил редкий день, чтобы он не посетил так называемого волынского двора, где было избрано место для института. Он сам составил план постройки и внимательнейшим образом следил за производством работ, радуясь, что ему приходится взбираться все выше и выше по лесам на здания, пока их не подвели под крыши.
      11 октября 1831 г. состоялось торжественное открытие института, и начались регулярные занятия для 52 учеников двух классов младшего возраста. Согласно учебному плану Гесса студентам предписывалось наиболее подробно изучать химию, механику, а также общий курс технологии.  Это “подробное изучение” надлежащим образом подкреплялось соответствующим бюджетом часов, где основательно выглядят разделы  математики,  начертательной геометрии, черчения, прикладной механики,  уже оправдавшие себя практикой успешной работы Института Корпуса путей сообщения. Впечатляют  четырехчасовые ежедневные практические занятия учеников младших классов в многочисленных  мастерских. Для учеников же старших классов по плану отводилось уже 1-4 дня в неделю для выполнения практических работ. В перечне  действующих  в 1831 г. уже значатся столярная, токарная, литейная мастерские и кузница; в 1832 – слесарная,  ткацкая и граверная (узоры для тканей), модельная, суконная;  в 1833 г. – красильная, льно- и бумагопрядильная, шелковая, мастерские кипового крашения, набивания ситцев и литография; в 1835 г. – белильная. 
      Как видно из учебного плана и перечня мастерских Технологический институт был нацелен на подготовку специалистов в областях механической  технологии обработки твердых (металлы, сплавы, дерево) и мягких – волокнистых материалов, а также химической технологии обработки главным образом волокнистых  материалов в части процессов отбеливания тканей, их крашения и печатания узорами. Именно эти технологии и были ключевыми для быстро развивающихся текстильных  фабрик, химических и  машиностроительных заводов России, крайне нуждавшихся в квалифицированных мастерах, техниках и инженерах.
        Первым профессором, который прочитал курс «Прикладной механики» на русском языке в 1832/33 учебном году был талантливый воспитанник института Корпуса путей сообщения Павел Петрович Мельников – основоположник отечественной  транспортной науки и строитель первой  протяженной железнодорожной магистрали Петербург-Москва в нашей стране. В течение 12 лет работы Мельников значительно расширил курс Клапейрона железнодорожной тематикой (задолго до появления железных дорог в России)  и что особенно важно, сопоставлял и увязывал  его с лекциями по высшей  математике, которые читал Буняковский, и лекциями по аналитической  механике Остроградского. «…С Остроградским, - писал Мельников, - я был в довольно близких отношениях, мы сходились в одни часы в Институте инженеров путей сообщения для преподавания: он – рациональной механики, а я – прикладной  механики.  Самые предметы вынуждали нас к взаимным объяснениям для согласования наших курсов». Остроградский познакомил Мельникова с чешским инженером-строителем Ф.А.Герстнером,  представившим Николаю Iдоклад о выдаче привилегий  на строительство целой  сети железных дорог в России. Как известно, Герстнеру  была  выдана привилегия на строительство только пригородной железной дороги  Петербург – Царское село – Павловск, пущенной в 1837 г. Вся же дальнейшая история железнодорожного строительства уже была   связана с русскими именами  Мельникова и других питомцев Института путей сообщения.
      В «Записках практической механики», изданной в 1838 г., Мельников говорит, что предмет прикладной  механики – это «разрешение всех вопросов, как достигнуть известных механических результатов при наивыгоднейшем употреблении движителей», другими словами – это наука «преподающая  правила  для  безошибочного употребления производящих сил». Важность и своевременность  изучения этой дисциплины вызвана, по его мнению, быстрым развитием промышленности и торговли, которые в свою  очередь связаны с изобретением парового двигателя.      
       Таким образом, к середине тридцатых годов Мельников становится ведущим профессором страны в области преподавания прикладной  механики с использованием богатейших результатов аналитической  механики Остроградского.
      Педагогическая  деятельность Мельникова  была связана не только с институтом путей сообщения. Так история Артиллерийского училища свидетельствует, что «вновь приглашенному высокоталантливому профессору, соединившему с обширными практическими сведениями глубокое знание математического анализа, принадлежит заслуга установления  на прочных основаниях курса прикладной  механики в училище». Ученый также принял приглашение Горного института и учредил там кафедру прикладной  механики. Талантливые ученики Мельникова – Ястржембский и Кербедз по его рекомендации вели курс прикладной механики в Институте гражданских инженеров, в   Инженерном училище и в Петербургском университете.

ПРЕПОДАВАНИЕ МЕХАНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ В XIXи XXВЕКАХ
 
     Уже в начале изучения в Технологическом институте прикладной  механики воспитанниками старших классов  первого приема Петербург располагал  уникальными кадрами педагогов школы Остроградского, преподававших этот предмет в «закрытых» учебных  заведениях  столицы на уровне,  во  всяком случае, не ниже европейского. В 1834 г. приступил к чтению этого предмета в Технологическом институте один из лучших учеников профессоров Мельникова и Волкова капитан Корпуса путей сообщения Николай Феликсович Ястржембский. Ему, специалисту по строительству путей сообщения, досталась весьма непростая задача – без применения дифференциального и  интегрального  исчисления обучать всем известным достижениям прикладной  механики старшеклассников-технологов, которых Канкрин и Гесс нацеливали на предприятия по обработке волокнистых и твердых  материалов.  Ястржембский Н.Ф. с  честью справился с этой трудной задачей.  И помогли ему в этом не только талант педагога, но и два высших образования, которые он получил  сначала в Виленском университете (1830г. – математический  факультет), а затем в институте Корпуса путей сообщения (1832г.).
     В Технологическом институте Ястржембский  предложил для учащихся издать свои  литографированные  лекции по прикладной  механике, на что Канкрин наложил резолюцию:… «Не полагаю полезным, ибо  через собственное писание воспитанники лучше вытверживают содержание». После этого Ястржембский с согласия Канкрина перевел на русский  язык «Лекции по механике» выдающегося французского геометра Ж.В.Понселе, которые «признаны нынче во Франции  полнейшим руководством к практической  механике». Эти лекции Ястржембский существенным образом  переработал с учетом профиля Практического Технологического института,  все формулы и таблицы опытных данных  перевел в «Российские меры»,  добавил новые  важные разделы «о движении машин вообще; о движителях; об исполнительном  механизме; о сопротивлении строительных  материалов» и  издал в 1837-1838 г.г. две части по сути оригинального учебника «Курс  практической  механики» для использования «в наших второстепенных  учебных заведениях и в будущих реальных школах». В предисловии к  двухтомнику Ястржембский разъяснил: «Мы  назвали книгу нашу практическою потому, что в ней все основано на началах, находящих непосредственное приложение в практике; на точных цифрах; на несомненных данных, извлеченных из опыта. По изложенным в ней правилам решаются со всею удобностью практические вопросы, и выводы этих решений вполне согласны с теми, к каким приводит опыт».
     С «Курса  практической  механики» Ястржембского ведут свою родословную все российские учебники по сопротивлению  материалов, о чем с глубоким признанием позднее напишут  такие классики этой науки как С.А.Бернштейн, Филоненко-Бородич и другие. Следует подчеркнуть, что уже через два года на основе своего учебника Ястржембский впервые вводит в учебный процесс Технологического института новый предмет – «Курс построения  машин», чем и положил начало отечественной строительной  механике машин – основы научного машиностроения.
     «Практическая механика» Ястржембского явилась своеобразной рабочей  энциклопедией для будущих российских технологов и механиков, что было подтверждено присуждением в 1839 г. ее автору Демидовской премии Академии наук. Сам же Ястржембский стал весьма известным педагогом, которого стремились пригласить на работу не только многие столичные вузы, готовившие специалистов для коронной службы, но и Московский университет. Через 8 лет после первого учебника Император Николай Iпо представлению Главноуправляющего путями сообщения графа П.А.Клейнмихеля «пожаловал 2000 рублей на издание нового двухтомника Ястржембского «Начальные основания общей и прикладной механики».         
      Таким образом, студенты-технологи даже первого выпуска не только обучались у лучшего профессора прикладной  механики Петербурга, но и располагали его первоклассными учебными пособиями, что обеспечило технологам отличные оценки по предмету на первых выпускных экзаменах 1837 г.
     В 1862г. согласно правительственному постановлению об институте учреждаются первые пять профессорских кафедр, в том числе кафедра «Прикладной механики». Уже тогда 140 лет назад были заложены первые научные основы отечественного машиностроения, и начала формироваться школа конструирования аппаратов и машин для реализации химико-технологических процессов в промышленном масштабе. Особая заслуга в этом принадлежит первому заведующему кафедры «Прикладной механики» – профессору И.А.Вышнеградскому. Вышнеградский был убежденным сторонником принципа, в соответствии с которым новые научные достижения должны как можно скорее выходить за пределы академических кругов и становиться достоянием реального производства. Благодаря таким взглядам, а также таланту и энергии И.А.Вышнеградского были построены и переоборудованы многие оборонные предприятия России, в том числе Охтинский пороховой завод. Прикладная механика как отрасль научного знания при непосредственном участии профессора И.А.Вышнеградского получила дальнейшее развитие и разделилась на целый ряд направлений: сопротивление материалов, подъемные машины, построение машин, паровые машины, детали машин, теория упругости.
     Очень скоро в рамках указанных направлений появились признанные корифеи науки – воспитанники научной школы И.А.Вышнеградского. Одним из них является профессор В.Л.Кирпичев, автор классических учебников по дисциплинам «Сопротивление материалов» и «Детали машин», по которым училось не одно поколение инженеров-конструкторов. Выдающийся ученый и талантливый организатор, В.Л.Кирпичев не только способствовал развитию и становлению научных школ в Технологическом институте, но и принял активное участие в создании технологических и политехнических вузов в Харькове и Киеве, создав предпосылки для зарождения крупных научных центров в этих городах.
     Конец XIX, начало XXвека ознаменованы появлением целой плеяды ученых с мировым именем. В 1866 – 1893 годах на кафедре прикладной механики преподавал профессор Н.П.Петров, создатель гидродинамической теории трения деталей машин, удостоившийся Ломоносовской премии Российской Академии наук. Тогда же на кафедре работали: профессор Х.С.Головин, директор Технологического института с 1891 года, профессор И.А.Евневич, декан факультета в 1868 – 1887 годах, профессор Н.Л.Щукин, известный механик и конструктор паровозов, профессор Д.С.Зернов, директор института с 1903 года, автор известных учебников по дисциплинам кафедры.
     В 1911 году в Технологический институт для работы на кафедре прикладной механики приглашен С.П.Тимошенко, который впоследствии становится ведущим ученым мира в области сопротивления материалов, теории упругости, теории колебаний. Его научные труды и учебники остаются настольными книгами инженеров-конструкторов и студентов и поныне.
     После революции начался новый этап становления механических дисциплин в институте. Нельзя не отметить сотрудников Технологического института, которые работали здесь в довоенные и послевоенные годы. Этим людям, многие из которых незаслуженно забыты, принадлежит заслуга разработки курсов профилирующих учебных дисциплин для механических специальностей в том виде, как эти дисциплины  преподаются в настоящее время. Они же послужили связующим звеном между основателями механических кафедр в Технологическом институте и современными преподавателями института того же профиля.
     В предвоенные годы кафедрой, которую переименовали в кафедру сопротивления материалов, руководил профессор А.Ф. Астафьев. Александр Федорович Астафьев родился в Петербурге в 1877 году. Своего отца, который был конторским служащим, он не помнил: тот скончался через два года после рождения Александра Федоровича. Среднее образование он получил во 2-ом Петербургском реальном училище, высшее - в Технологическом институте, который окончил в 1900 году по механическому факультету со "званием инженера-технолога". Примечательно, что в 1899 году студент Астафьев был лишен стипендии за участие студенческих сходках и забастовках.
     К практическим работам А.Ф. Астафьев приступил еще будучи студентом - в 1898 году, работая на постройке новых зданий Технологического института. После окончания института работал на строительстве водопровода в Курске, с 1901 по 1906 год "работал по испытанию металлов" на Александровском механическом заводе, а затем - инженером на Николаевской железной дороге и начальником технического отдела на Ташкентской железной дороге. Для ознакомления с постановкой высшего технического образования за границей он в 1906-1907 годах посетил Берлин, Дрезден, Цюрих, Париж, Льеж, Брюссель. Очень много Александру Федоровичу дала стажировка в Дрездене в Высшей Саксонской технической школе, где он изучал паровые котлы и машины, термодинамику и гидравлику, электротехнику.
     В 1909 году А.Ф. Астафьев опубликовал свою первую работу по сравнительному методу расчета винтовых пружин, в которой широко использовал средства номографии - тогда еще новой, а ныне с внедрением вычислительной техники почти забытой науки. Номограммы, в составлении которых А.Ф. Астафьев был ведущим специалистом, до 60-х годов в инженерных расчетах заменяли ЭВМ. В 1910 году он получил привилегию на изобретение (номографический счетный прибор). В сентябре 1918 года СНХ Северного района пригласил А.Ф. Астафьева заведовать научно-техническим издательством, где тот организовал и редактировал журнал "Технические известия". В 1919 году А.Ф. Астафьев был приглашен в Технологический институт. В 1920 году на Всероссийском конкурсе его избрали профессором по кафедре технической механики на химическом факультете. На механическом факультете ЛТИ он преподавал курс сопротивления материалов и детали машин. В 1923 году А.Ф. Астафьев вместе с Б. Г. Галеркиным (в 1935 г. академик АН СССР) участвовал в конкурсе на замещение вакантной должности заведующего кафедрой сопротивления материалов. Несмотря на преимущество Галеркина в научных трудах предпочтение было отдано А.Ф. Астафьеву, имевшему "репутацию одного из наиболее способных педагогов". Вместе с А.Ф. Астафьевым избирали преподавателя по кафедре прикладной механики: первым претендентом был Константин Эдуардович Рерих, а вторым - Хрисанф Федорович Кетов. В 1923 году Александр Федорович "получил кафедру сопротивления материалов с лабораторией на механическом факультете с сохранением кафедры механики и сопротивления материалов на химическом факультете". В 1926 году Александр Федорович был утвержден ГУСом в звании доцента по кафедре сопротивления материалов.
     А.Ф. Астафьев в 1927-1929 годах на отпущенные из ВСНХ средства реорганизовал и переоборудовал современными машинами и приборами лабораторию сопротивления материалов, которая "в период империалистической войны пришла в полное расстройство". Лаборатория получила: машины Лозенгаузена и Шоппера, пресс Гагарина, маятник Герберта, копер Шарпи, машину Шенка для испытания на усталость и др. Книги А.Ф. Астафьева получили широчайшее распространение и многократно переиздавались. К 1937 году "Инженерная справочная книга" (1909 г.) выдержала 16 изданий, "Справочник по бетону и железобетону" (1912 г.) - 9 изданий. Популярной была и настольная книга по теплотехнике (800 с.). В 1925 году он опубликовал учебник по сопротивлению материалов. В 1939 году Александр Федорович был представлен в ВАК на утверждение степени доктора технических наук без защиты диссертации.
     С марта 1945 года кафедру возглавил профессор Константин Александрович Архипов. Константин Александрович родился 16 июля старого стиля 1886 года в городе Казани в семье старшего писаря 7-го пехотного Ревельского полка. «По выдержании экзамена» на классный чин его отец был назначен делопроизводителем воинского начальника в г. Будинск Симбирской губернии, где и скончался в 1896 году. В том же году умерла его мать. Он остался на попечении своей бабушки, имевшей очень небольшие средства: трехрублевую месячную пенсию и весьма скромное единовременное пособие, которое ей выдало военное ведомство на воспитание сироты. Никакого имущества кроме мебели не было.  В 1899 году Константин Александрович, закончив 3-х классное уездное училище, имея большое желание учиться, переехал вместе с бабушкой на постоянное жительство в Казань к ее сестрам. Там он поступил в Реальное училище, которое успешно закончил в 1906 году. Свою трудовую жизнь Константин Александрович отсчитывал с тринадцатилетнего возраста, когда, владея хорошим голосом, он стал служить в хоре, что давало заработок в 12 рублей. На эти средства и пенсию бабушки он жил до 17-ти лет. В переходный возраст у него «прекратился голос». Оставшись без заработка, осенью 1903 года он переехал в дом одного казанского купца, у которого «за стол и квартиру репетировал двух его детей», учившихся в средних учебных заведениях.  В виду хорошей успеваемости Константин Александрович освобождался от платы за учебу в Реальном училище, бесплатно получал учебники, для него бесплатно шили форменную одежду.
     В 1906 году после окончания Реального училища, заработав во время каникул сто рублей на уроках с отстающими учениками, Константин Александрович поехал в Петербург, где поступил в Институт инженеров путей сообщения. За хорошую учебу получал стипендию, подрабатывал службой в технических строительных конторах и на занятиях с отстающими учениками. Константин Александрович овладел немецким и французским языками. В мае 1914 года К.А. Архипов «по представлению Совета Института утвержден в звании инженера путей сообщения с правом составления проектов и производства всякого рода строительных работ и с правом на чин Коллежского Секретаря при поступлении на государственную службу».   После окончания института Константин Александрович вернулся в Казань, где до 1945 года занимал различные инженерные должности, работал преподавателем в высших учебных заведениях, принимал участие в качестве консультанта в промышленном строительстве в Татарии.
     Глубоко интересуясь математическими науками, в 1916 году К.А.Архипов поступил на физико-математический факультет Казанского университета, где проучился три года, получив нужные математические знания для своих научно-исследовательских работ. Константин Александрович с 1925 по 1945 год работал в технических вузах Казани. Он преподавал строительную механику, статику сооружений и сопротивление материалов. К.А.Архипов, имея высокую квалификацию и обладая хорошими организаторскими способностями, занимал многие руководящие должности: заведующего кафедрами строительной механики и сопротивления материалов, декана самолетостроительного факультета, замдиректора Авиационного института по научно-учебной части, председателя Государственной квалификационной комиссии. Последняя должность по службе в Казани во время Великой отечественной войны была должность заведующего кафедрой сопротивления материалов и штатного профессора Казанского химико-технологического института им. С.М. Кирова. Научные работы в этот период и позже касались устройства судоходства на Волге (им даже была составлена лоцманская карта  Волги от  Горького до устья Камы); теории продольного изгиба; определения частот упругих колебаний балок и рам, колебаний  железобетонного фундамента; расчета оболочек на прочность по моментной теории и др.
     За свой труд К.А. Архипов многократно поощрялся. Так, например, в 1934 году «за хорошую постановку учебной и производственной работы» в институте инженеров коммунального строительства был награжден полным собранием сочинений Ленина. В 1944 году Народный Комиссар боеприпасов СССР отметил его благодарностью, а Президиум Верховного Совета СССР «за подготовку высококвалифицированных кадров для оборонной промышленности" наградил орденом «Знак почета». В 1945 году К.А. Архипов был награжден медалью «За доблестный труд».  
     Для нашего современника непривычен порядок присвоения степеней и званий в 30-е годы. К.А.Архипов в ученом звании профессора по кафедре строительной механики Казанского химико-технологического института им. Кирова был утвержден в 1930 году, а аттестат профессора выдан ВАК только в 1947 году.  Ученая степень кандидата технических наук К.А. Архипову была присуждена ВАК в 1938 году без защиты диссертации, а диплом кандидата наук выдан так же в 1947 году.
     В феврале 1945 года на основании телеграфного распоряжения ГУУЗа К.А.Архипов был переведен в Ленинград на должность заведующего кафедрой сопротивления материалов Ленинградского химико-технологического института. Константин Александрович поселился возле Технологического института на 3-ей Красноармейской улице.
     В 1948 году Константин Александрович писал: «В Технологическом институте имени Ленсовета, кроме учебно-педагогической и научно-исследовательской работы, я занимаюсь организацией и оборудованием испытательными машинами лаборатории Сопротивления материалов, не существовавшей до 1945 года в том оснащении, в каковом она должна быть  в первоклассных высших учебных заведениях Советского Союза». Плодотворную работу в Технологическом институте Константин Александрович совмещал с работой в Военно-механическом институте, в котором возглавлял кафедру сопротивления материалов.
     К.А.Архипов сформировал педагогический коллектив, оснастил лабораторию современными машинами и приборами, восстановил научно-исследовательскую и методическую работу. Среди своих коллег К.А.Архипов выделял доцента Михаила Николаевича Лащенко, которому с марта по сентябрь 1953 года доверил руководство кафедрой на время болезни. После смерти 30 марта 1961 года К.А. Архипова заведующим кафедрой сопротивления материалов был назначен доцент М.Н. Лащенко.
     Михаил Николаевич Лащенко родился 20 декабря 1912 года по старому стилю в г. Сумы в семье действительного статского советника, директора мужской гимназии, личного дворянина, выходца из духовного сословия Николая Александровича Лащенкова. Его мать, Ольга Михайловна, служила преподавателем русского и немецкого языков. В 20-е годы Ольга Михайловна  и дети изменили фамилию на Лащенко. Работать М.Н. Лащенко начал в 1929 году чертежником. В 1931 году Михаил Николаевич в Сумах закончил строительный техникум, а год спустя музыкальный техникум  по классу скрипки. В 1932 году М.Н. Лащенко приехал в Ленинград, где поступил в Ленинградский институт инженеров коммунального строительства (позднее ЛИСИ, ныне ГАСУ). Институт он окончил с отличием в 1937 г. В этом же году начал работать инженером-конструктором на строительстве Дома Советов в Ленинграде, был призван на службу во флот. Из-за Войны служба продолжалась до 1946 года. Весь период воинской службы, находясь в рядовом и старшинском составах, работал исключительно по специальности: старшим инженером Инженерного отдела Краснознаменного Балтийского флота, помощником главного инженера завода. Весь период Блокады Михаил Николаевич трудился в городе. Он отмечен пятнадцатью правительственными наградами – орденом Отечественной войны II степени и 14 медалями, в том числе «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда». В 1944 году, находясь на военной службе, был принят по конкурсу в заочную аспирантуру ЛИСИ. В 1948 году защитил диссертацию на тему «Анализ некоторых приемов усиления металлических конструкций гражданских и промышленных сооружений». Тогда и многие годы спустя эта тематика не теряла своей актуальности.
     С сентября 1946 года началась педагогическая работа Михаила Николаевича под руководством заслуженного деятеля науки и техники РСФСР, доктора технических наук, профессора Н.Н. Аистова, у которого он обучался еще студентом, выполнял дипломный проект и учился в аспирантуре. Работая ассистентом в ЛИСИ,  М.Н. Лащенко одновременно трудился по совместительству в Военмехе, ЛТИ им. Ленсовета, Технологическом институте пищевой промышленности. Он преподавал дисциплины: металлические конструкции, сопротивление материалов. С сентября 1950 года Михаил Николаевич начал  работать в Технологическом институте на штатной должности доцента.
     Возглавив кафедру сопротивления материалов, Михаил Николаевич приложил большие усилия для ее дальнейшего развития. Последующие несколько лет учебная нагрузка по кафедре все время возрастала, расширялась и научно-исследовательская работа. В 1964 году при кафедре была организована аспирантура и отдел по исследованию физико-механических свойств полимерных материалов. Материальная база и помещение, составлявшее 167 м2 (машинный зал 93 м2, аудитории 74 м2), оставались в основном такими же, как и при К.А.Архипове. Через пять лет количество сотрудников увеличилось:  преподавателей стало 9 человек, лаборантов – 6, аспирантов – 3. Направлением научно-исследовательских работ являлось исследование физико-механических свойств конструкционных материалов, в том числе полимерных, а также изучение проблем прочности, жесткости и устойчивости.
     Другая кафедра механического направления - кафедра «Прикладной механики и деталей машин» в Технологическом институте начала возрождаться  после войны. В 1948 году заведующим кафедрой стал доцент Всеволод Дмитриевич Андожский.  Отец В.Д. Андожского еще до Революции был инженером, а потом и кандидатом физико-математических наук, доцентом, заведующим кафедрой металлических мостов. Высшее образование Всеволод Дмитриевич получил в Днепропетровске (окончил два вуза), работать начал в Ленинграде, где в 1932 году дополнительно окончил Высший инженерно-педагогический институт. В 1940 году в «Политехе» защитил кандидатскую диссертацию. Работал на «Электросиле», «Красном Химике». С 40 по 43 год работал в Политехническом, а затем до 48 года в Электротехническом институтах. За труд во время Войны награжден медалями. Областью его научных интересов было исследование зубчатых передач с учетом упругих деформаций, а также применение теории колебаний к расчету технологического оборудования. В 40-х – 50-х годах В.Д. Андожский сформировал педагогический коллектив кафедры.
     В начале шестидесятых годов на кафедре прикладной механики и деталей машин работало немало  преподавателей с большим производственным и педагогическим опытом, людей высокой культуры, переживших непростые периоды отечественной истории. Среди них Н.И. Волский, В.Д. Мягков, З.П. Алексеев, И.Т. Гуков. Н.И. Волский родился в 1900 году в Нижегородской губернии в семье священника. В 1929 году  окончил механическое отделение Нижегородского университета и в 1932 году - Ленинградский инженерно-педагогический институт. В 1940 году защитил кандидатскую диссертацию. Работал на многих предприятиях. За работу в годы войны был награжден медалью. С 1947 по 1973 год работал в Технологическом институте. В 1952 году после перехода в Текстильный институт доцента В.Д. Андожского был избран заведующим кафедрой прикладной механики и деталей машин. В 1957 году защитил докторскую диссертацию, стал профессором. Интересно, что его брат-близнец Михаил Иванович также стал профессором, заведующим кафедрой сопротивления материалов Горьковского института инженеров водного транспорта. Под руководством Волского сотрудники кафедры проводили многочисленные консультации для специалистов предприятий города, делали доклады на актуальные технические темы в Доме Ученых.
     В.Д. Мягков в 1934 году, закончив пять курсов Ленинградского института механизации и электрификации, поступил  в «Политех», который окончил 1940 экстерном, став инженером-механиком. В 30-е – 40-е годы работал на «Кировском» заводе и на «Большевике». В 1942 – 44 годах был в эвакуации. С 1944 по 1952 г. преподавал в «Политехе», а с 1954 по 1973 год в Технологическом институте. В 40-е, 50-е и 70-е годы В.Д. Мягков был награжден четырьмя медалями. Василий Дмитриевич совмещал педагогическую и инженерную деятельность. Без защиты диссертации в 1955 году ВАКом ему было присвоено звание доцента. Он подготовил «около 400 авторских листов печатных трудов, в том числе статьи, учебные пособия, справочные руководства и др., ряд переиздан за границей (Польша, Болгария, Китай)». Учитывая огромные заслуги В.Д. Мягкова, многие организации и коллективы ходатайствовали перед руководством Технологического института о присвоении ему профессорского звания.  В 1967 и 1972 году Василий Дмитриевич избирался  профессором кафедры деталей машин. Большое внимание он уделял воспитанию своих детей – Татьяны и Андрея (известного актера).
     Кафедра деталей машин имела глубокие традиции в издании технической литературы. Достаточно вспомнить учебники и книги, написанные в 30-е – 60-е годы, профессорами Х. Ф. Кетовым (в 1914г. выпускник Технологического института), Н.И. Колчиным.  Примечателен тот факт, что в начале 30-х годов Хрисанф Федорович Кетов, будучи заключенным (он был репрессирован по так называемому «делу Промпартии»), читал лекции о зубчатых зацеплениях ведущим специалистам завода «Красный Путиловец», выполнявшего военные заказы. Созданный Х.Ф. Кетовым и Н.И. Колчиным городской зуборезный комитет Ленинграда сыграл значительную роль в развитии теории и практики зубчатых зацеплений. Нельзя не отметить книги написанные  доцентом В.Д. Мягковым. Многократно переиздавался справочник В.Д. Мягкова по допускам и посадкам. Профессором Н.И. Волским и другими сотрудниками кафедры в содружестве с преподавателями Политехнического института был написан один из первых учебников по теории механизмов машин и деталям машин для студентов немеханических специальностей, ставший прообразом учебников по прикладной механике.
Опубликовала  | создано Четверг, 21 Февраль 2013 11:27 | изменение Среда, 30 Октябрь 2013 11:19

Карта института

Детальная информация

 

Будьте в курсе событий института

Подписывайтесь на ленты новостей

 

Календарь мероприятий

Отдел технических средств обучения
Актовый зал, 102, 104, 413, 414 аудитории

Управление по развитию и социальной работе
Общеинститутские мероприятия


Заявка на проведение мероприятия

 

 .

Партнеры / Partners