Нечётная учебная неделя

spbgti_logo.png

Санкт-Петербургский государственный технологический институт
(технический университет) \\ Официальный сайт
Ведущий российский вуз в области химии, химической технологии, биотехнологии, нанотехнологии, механики, информационных технологий, управления и экономики. Современный учебный центр высшего образования. Основан в 1828 году.
RUУниверситетВоспитательная и социальная работаКонцепция воспитательной работы

Концепция воспитательной работы

1. Цели, задачи и принципы воспитательного процесса

 

Как известно, под воспитанием подразумевается процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки ее для последующей деятельности в различных жизненных условиях. В данном конкретном случае речь идет о формировании у выпускников Технологического института тех личностных качеств, которые помогут им лучше адаптироваться в обществе в целом и конкретно в коллективе, в котором они будут трудиться.

Целью воспитания студентов Технологического института является формирование разносторонне развитой личности, обладающей твердыми профессиональными знаниями и высокими качествами патриота, с активной гражданской позицией, с ярко выраженными эвристическими способностями. Для достижения этой цели необходимо создание в вузе условий, способствующих всестороннему развитию студентов, расширению их кругозора, развитию культуры мышления, удовлетворению их запросов в повышении своего интеллектуального, культурного и нравственного уровня как в процессе обучения, так и во внеучебное время.

Это позволит решить следующие задачи:

  1. Воспитать у студентов качества гражданина и патриота своей страны, занимающего активную жизненную позицию и умеющего разбираться в меняющейся политической обстановке благодаря приобретенному в стенах вуза высокому уровню правовой и политической культуры.
  2. Сформировать глубокое, исторически обусловленное понимание современности, помогающее преодолеть влияние на мышление студентов предрассудков и стереотипов обыденного сознания, разбираться в сути различных политтехнологий, зачастую направленных на разрушение и подрыв стабильности общества.
  3. Способствовать развитию всех личностных качеств, помогающих успешной профессиональной деятельности и социализации выпускника вуза.
  4. Сформировать глубокое убеждение в необходимости постоянного развития и удовлетворения нравственно-эстетических и иных культурных потребностей для дальнейшего совершенствования своей личности.Развивать у студентов качество лидеров в сочетании с толерантностью.
  5. Воспитать у студентов дух коллективизма, корпоративности, взаимовыручки и взаимопонимания.
  6. Формировать у студентов правовое сознание, соблюдение своих прав и умение активно защищать их в сочетании с осознанием своих обязанностей перед обществом.
  7. Воспитать у студентов стремление к здоровому образу жизни, физическому совершенству.
  8. Формировать у студентов  нетерпимость к антисоциальным проявлениям во всех формах, прежде всего к таким как    обман, пьянство, воровство,наркомания, увлечение различными религиозными сектами, действующими вне рамок российского законодательства, поскольку именно они наиболее широко распространены в молодежной среде.

 

Всю воспитательную работу в вузе следует строить на принципах демократии, взаимоуважения, гуманизма, доброжелательности, светскости образования. Воспитательной работе должна быть присуща взаимозаинтересованность, как со стороны всех преподавателей и сотрудников Технологического института, участвующих в ней, так и со стороны студентов, которые таким образом ощущают в воспитателях не только требовательных наставников, но и своего рола друзей, готовых всегда оказать помощь в тяжелую минуту.

Вместе с тем воспитательный процесс основывается на принципах нетерпимости к антисоциальным проявлениям в студенческой среде. Осуществление успешной воспитательной работы требует высокого профессионализма, самоотдачи, постоянного контроля, организации гибкой системы поощрения, в том числе и материального поощрения отличившихся, и наказания виновных.

 

2. Структура воспитательного процесса

 

Воспитательный процесс в Технологическом институте носит комплексный характер и состоит из трех взаимосвязанных и взаимодополняющихся направлений: профессионально-трудового, патриотического и духовно-нравственного. Необходимость такого комплексного подхода вполне очевидна, поскольку в современных условиях стремительный прогресс науки и техники приводит к тому, что индустриальное развитие общества опережает его культурный уровень, то есть индустриальная мощь становится неадекватной уровню социально-культурного развития большинства членов этого общества, а это чревато многими негативными последствиями.

 

Профессионально-трудовое воспитание

Суть данного направления воспитательной работы заключается в том, чтобы подготовить выпускника вуза как к профессионально-трудовой деятельности, так и к выполнению социальных функций, связанных с ней. Профессионально-трудовое воспитание подразумевает получение конкретных знаний в избранной специальности и умение реализовать эти знания в своей практической трудовой деятельности. Поэтому студент должен уметь трудиться, обладать экономическими знаниями, соблюдать профессиональную этику, понимать социальную значимость своей работы и при этом избегать профессиональной деформации личности.

Под понятием умения трудиться подразумевается, как умение организовать свой труд на рабочем месте, так и элементарное трудолюбие, предприимчивость, сочетающаяся с высоким уровнем дисциплины и ответственности.

Следует уже изначально, с первых лет обучения в Технологическом институте ориентировать студентов на то, что они будут в дальнейшем выполнять функции руководителей трудовых коллективов. Поэтому необходимо прививать и развивать у студентов качества лидеров, умение проявлять межличностные коммуникативные способности в любой социокультурной среде. Для этого необходимо развивать у будущих организаторов работы с кадрами трудового коллектива различного уровня - технолога, мастера, начальника участка, заведующего лабораторией, отделом, предприятием и т.д., способность и готовность к пониманию людей. В том числе и тех, кто принадлежит к различным этническим и культурным средам, что является условием продуктивной межличностной коммуникации.

Профессионально-трудовое воспитание студентов осуществляется как специально организованный и контролируемый учебный процесс, а также происходит в ходе обучения по всем предметам учебного цикла.

Большую роль при этом должны играть предметы гуманитарного цикла и, прежде всего, такие как социология, философия, психология, история, культурология. Очень важную роль в процессе профессионально-трудового воспитания студентов призваны сыграть кураторы, которые хорошо знакомы с проблемами своих подопечных - как в масштабах всей учебной группы, так и каждой его составляющей, т.е. отдельного индивида (студента) этого коллектива. В воспитательной работе чрезвычайно важен индивидуальный подход к развитию личности будущего выпускника Технологического института.

 

Патриотическое воспитание

Целью данного направления воспитательной работы является формирование у выпускников Технологического института качеств патриота России, занимающего активную гражданскую позицию, обладающего высоким уровнем правовой и политической культуры. Однако само понятие патриотизма весьма неоднозначно трактуется в современном обществе. Этим понятием в настоящее время спекулируют различные экстремистские организации, стремясь привлечь на свою сторону молодежь и использовать в своих корыстных целях. И наоборот, есть объединения, которые вообще отрицают само понятие патриотизма, отождествляя его с национальной ограниченностью и тоталитаризмом. На самом деле подлинно патриотическое воспитание не означает «вдалбливание» каких-то лозунгов и идей, основанных на сиюминутных конъюнктурных целях. Патриотическое воспитание должно строиться на основе осознанных мировоззренческих позиций. Студент должен хорошо понимать, что представляет собой общество, в котором он живет, и свое место в этом обществе, иметь четкое представление о геополитическом положении своей страны, ее месте в мировом сообществе.

Патриотическое воспитание предусматривает формирование у студентов чувства любви к своей стране, се истории и языку, готовности к защите экономических и политических интересов России, сохранению ее целостности и независимости. Патриотическое воспитание предусматривает также формирование высокого национального самосознания, чуждого как националистической ограниченности, так и космополитизму. Патриотизм неотрывен от осознания того факта, что каждый народ и каждая нация вносит своей незаменимый вклад в сокровищницу мировой цивилизации. Патриотическое воспитание должно формировать у студентов чувство сопричастности к прошлому, сопереживания к настоящему своей Родины, заботы о се будущем. Если человек не знает истории своей страны, в том числе и военной, не убежден в величии многих страниц отечественной истории, подлинного патриотизма не будет.

Патриотическое воспитание студентов должно начинаться с момента поступления в вуз и продолжаться в течение всего срока обучения. Уже с первых дней обучения студента необходимо ознакомить и приобщить его к основным традициям Технологического института. 28 ноября 1828 года императором Николаем I было утверждено Положение об учреждении Санкт-Петербургского практического технологического института. С этой даты и ведет свой отсчет история вуза, недавно отметившего свой 175-летний юбилей. Необходимо, чтобы у студентов присутствовало чувство гордости за свой вуз - один из старейших в стране и первый технологический институт в России. Причем у студентов, с первых дней пребывания в избранном ими вузе, должно возникнуть понимание, что они призваны быть руководителями производства, и осознание той ответственности, которая ляжет на них. Ведь уже в Положении об учреждении технологического института было записано, что целью института является подготовка людей, «имеющих достаточные теоретические и практические познания для управления фабриками и отдельными частями оных».

В процессе обучения необходимо воспитывать у молодых людей чувство институтской корпоративности и солидарности, уважения к традициям вуза, к его преподавателям и своим товарищам по учебе. Любовь к Родине подразумевает любовь и уважение к людям, населяющим ее к своим родителям, родным и близким, товарищам, коллегам по учебе и работе. Величие Родины подразумевает, прежде всего, величие людей, населяющих сс. Человек, который заявляет о величии страны, забывая при этом о благополучии людей, в ней живущих, не может быть патриотом. Чувствовать и осознавать свою связь с Родиной в целом и с вузом, в котором учишься, в частности, нельзя без знания их истории, имен людей, которые эту историю творили. В Технологическом институте работали такие выдающиеся ученые как Д.И. Менделеев, И.А. Вышнеградский, Н.П. Петров, Д.С. Зернов, А.Е. Фаворский, С.И. Ушаков, А.А. Гринберг, Н.Н. Качалов и многие другие. Поэтому студенты должны знать историю вуза и вклад ученых, работавших в нем, в развитие отечественной научной и технической мысли.

Большая роль в этой работе отводится кафедре «Истории Отечества, науки и культуры», а также музею института. Целесообразно начинать процесс обучения с организации экскурсии первокурсников в музей и ознакомления с его экспонатами. В дальнейшем в программе курсов «Отечественная история» и «Культурология» также предусматривается изучение истории Технологического института. Кроме того, о вкладе ученых института в развитие науки и техники студентов знакомят в ходе преподавания специальных дисциплин.

Одной из действенных форм патриотического воспитания студентов является организация встреч с непосредственными творцами истории ветеранами труда и войны, создававшими славу Технологического института, нашего города и страны. В университете регулярно проводятся такие встречи, а также мероприятия, приуроченные к памятным датам истории России.

Процесс патриотического воспитания должен органически вписываться в сам процесс обучения не только по предметам гуманитарного цикла, но и по всем специальным дисциплинам. Вся организация должна носить перманентный комплексный характер, и лишь в этом случае можно достичь ожидаемого результата.

 

Духовно-нравственное воспитание

Одной из важнейших задач воспитательного процесса в вузе является формирование и развитие у студентов прочных духовно­-нравственных принципов поведении, которые будут осознанно осуществляться выпускниками института во всех сферах их деятельности на протяжении всей жизни. Поэтому данные принципы должны строиться на основе морально-эстетических ценностей. Духовно-нравственное воспитание подразумевает формирование у студентов не только высоких моральных норм поведения, но и эстетическое и физическое воспитание. Всего этого можно достигнуть лишь при наличии у человека соответствующего общекультурного уровня. Колоссальный и все ускоряющийся рост достижений науки и техники зачастую приводит к тому, что труд отдельного индивида ограничивается какой-либо одной сферой деятельности. Человек может замкнуться в ней, потерять связь с окружающим миром. Все это приводит к росту индивидуализма и индифферентности, к неадекватному восприятию тех важных процессов, которые происходят в обществе, к отчуждению индивида от реальной жизни.

Вместе с тем прогресс науки в настоящее время ставит перед человечеством в целом и, прежде всего, перед учеными много нравственных проблем, к которым они еще не совсем готовы. Например, как относиться к клонированию человека и каковы будут последствия этого.

Поэтому у выпускника вуза не должно быть разрыва между профессиональным уровнем подготовки и общекультурным уровнем. Лишь на основе приобщения и ознакомления студента с общечеловеческим культурным наследием, повышения общекультурного уровня можно адаптировать его к динамично меняющейся жизненной ситуации в России и в мире в целом. Обладая широким кругозором, культурой мышления в сочетании с высокими нравственными принципами, легче предвидеть возможные последствия своих действий как в области профессиональной деятельности, так и в своей повседневной жизни.

 

Программа воспитательной деятельности

Карта института

Детальная информация

 

Будьте в курсе событий института

Подписывайтесь на ленты новостей

 

Календарь мероприятий

Отдел технических средств обучения
Актовый зал, 102, 104, 413, 414 аудитории

Управление по развитию и социальной работе
Общеинститутские мероприятия


Заявка на проведение мероприятия

 

 .

Партнеры / Partners