1828 - 1862

После победы над наполеоновской Францией Российская империя во главе с императором Александром I стала наиболее мощной державой мира. Военный триумф России был закреплен дипломатическими успехами на Венском конгрессе в 1815 г., который установил новый порядок в Европе. Последующие годы воодушевленная страна пожинала плоды успеха: начался «золотой век» русской литературы, строились выдающиеся архитектурные ансамбли, по всей стране строились каналы и шоссе, русские моряки исследовали далекие острова и открыли Антарктиду. В этом же ряду — начало промышленного переворота. К 1825 г. в России насчитывалось свыше пяти тысяч фабрик и заводов с 200 000 рабочих, не считая занятых в горной отрасли. Развитие промышленности усилилось в царствование императора 
Николая I, инженера по образованию.

В правление Николая I русская промышленность находилась в компетенции Министерства финансов, которое с 1823 по 1844 г. возглавлял выдающийся государственный деятель граф Егор Францевич Канкрин. В то время наибольшее значение для России имела горная промышленность, специалистов для которой готовил действовавший с 1773 г. в Санкт-Петербурге Горный институт. Помимо этого, в Петербурге существовали Практический лесной институт (1803) и Институт корпуса путей сообщения (1810). Однако, несмотря на то, что следующей по значению после горной была текстильная промышленность, специалистов для нее в России не готовили, а работами на предприятиях руководили иностранные специалисты. Не лучше обcтояло дело и в других отраслях.

В 1820‑е гг. в России действовало шесть университетов: Санкт-Петербургский, Московский, Дерптский, Виленский, Казанский и Харьковский. Однако их студенты учились только на медицинских, политических, филологических или физико-математических факультетах, причем на последних получали теоретическое, а не практико-ориентированное образование. Перед российскими университетами той эпохи не ставлись задачи подготовки специалистов для нужд промышленности.

Е. Ф. Канкрин пытался решить проблему открытием в Москве, считавшейся центром российской промышленности, учебного заведения, где читались бы открытые лекции по техническим дисциплинам. Однако из-за неготовности московских промышленников проект провалился.
Тогда было решено создать учебное заведение в привычной для России форме института. Институтами в то время называли закрытые учебные заведения, то есть такие, в которых воспитанники не только учились, но и постоянно жили, подчиняясь жесткой внутренней дисциплине.
В 1828 г. Е. Ф. Канкрин подготовил проект Санкт-Петербургского практического технологического института (СПбПТИ). Положение о его устройстве и штат были утверждены императором Николаем I 28 ноября 1828 г. С этой даты и ведет свою историю современный Технологический институт.

Для института отвели участок егермейстерского ведомства на углу Царскосельского (совр. Московский) и Загородного проспектов, неподалеку от построенного в 1823 г. здания Института корпуса путей сообщения. К нему присоединили три других участка, приобретенных казной у частных лиц. Все вместе они образовали единый комплекс площадью 3,18 гектара.
Для постройки зданий Технологического института была создана строительная комиссия, состоявшая из чиновников министерства финансов и архитектора Горного корпуса А. И. Постникова, имевшего опыт сооружения зданий для учебных заведений и хорошо понимавшего их специ­фику. Постников предполагал сделать главный корпус фасадом на Царскосельский проспект, а на стыке проспектов устроить сад. Однако в дело вмешался лично император Николай I, распорядившийся устроить на углу Царскосельского и Загородного новую городскую площадь. На неё и должен был выходить парадный вход института. Перед ним император предложил устроить фонтан.
Строительные работы начались весной 1829 г. На стройку регулярно приезжал министр финансов Е. Ф. Канкрин, поэтому работы велись энергично. Их ходу не помешала и скоропостижная смерть А. И. Постникова в 1830 г. Его заменил архитектор Э. Х. Анерт, известный постройками общественных зданий в Кронштадте.

К началу 1830 г. все каменные здания были подведены под крышу. В январе 1831 г. с большинства зданий сняли леса и начались отделка и внутренее оборудование помещений. В конце 1831 г. большинство работ было завершено. Акт о приёмке сооружений Технологического института правительственной комиссией был подписан 29 августа 1832 г., но официальное открытие СПбПТИ состоялось 11 октября 1831 г. В этот день в институте начались занятия с учениками. Мастерские вводились в строй постепенно вплоть до 1833 г.
В первый набор предполагалось принять 132 воспитанника, но реально взяли 52 человека.
В административном отношении институт находился в ведении Министерства финансов. Управление в части внутреннего распорядка и учебы поручалось директору, назначаемому министром финансов, а хозяйственная часть — хозяйственному комитету, состоявшему из директора, инспектора классов, одного профессора и одного учителя.

Первым директором стал член биржевой строительной комиссии Иван Михайлович Евреинов (1781–1838), а инспектором классов — химик, адъюнкт Академии наук Герман Иванович Гесс (1802–1850).
В первой половине XIX в. ни один из российских институтов, в том числе и Технологический, не являлся высшим учебным заведением. Хотя СПбПТИ относился к учебным заведениям 2‑го разряда, то есть формально соответствовал уровню уездных училищ, теоретические курсы читались на высоком уровне — гимназическом или даже университетском.
Согласно положению 1828 г., в СПбПТИ преподавали закон Божий, чистописание, русский язык, географию и обозрение истории, естествознание, рисование и черчение, арифметику, алгебру и геометрию, механику, физику, химию, технологию.

Ведет свою историю с 1828 г. Ее организатором и первым заведующим с 1828 по 1838 г. был горный инженер П. И. Евреинов.
Учебные планы кафедры были составлены выдающимся ученым, адъюнктом Академии наук Г. И. Гессом. В учебные планы кафедры входило преподавание не только общей и неорганической химии, но и аналитической и органической химии, а также дисциплин, которые позже стали преподавать на вновь организуемых специальных кафедрах.
К 1849 г. кафедру возглавил профессор Ф. С. Илиш. При нем курс химии стал преподаваться на более высоком научном уровне, чтение лекций стали проводить в химической лаборатории с демонстрацией опытов.
В 1863–1866 гг. кафедру возглавлял выдающийся русский ученый Д. И. Менделеев.
Со временем из кафедры общей химии стали выделяться другие общехимические кафедры: кафедра органической химии, кафедра физической химии, кафедры аналитической и коллоидной химии.
Сегодня научно-исследовательская работа на кафедре осуществляется в следующих направлениях: направленный синтез координационных соединений переходных металлов, изучение строения, реакционной способности и условий формирования на их основе надмолекулярных и супрамолекулярных систем многофункционального назначения, создание нового поколения катализаторов, состоящих из наноразмерного палладия, нанесенного на нанопористые материалы, синтез, строение и реакционная способность биметаллических комплексов платиновых металлов с соединениями олова (II) и германия (II).
За последние 35 лет на кафедре подготовлено более 150 кандидатов и 5 докторов химических наук. В настоящее время обязанности заведующего кафедрой исполняет кандидат химических наук доцент В. И. Башмаков ■

  • Закономерности твердофазных превращений
  • Кристаллическая и реальная структура твердого тела
  • Методы исследования неорганических соединений
  • Методы исследования неорганических соединений
  • Современная неорганическая химия
  • Физика твердого тела
  • Фундаментальные основы синтеза неорганических веществ
  • Химия неорганических материалов
  • Химия функциональных материалов
  • Элементы статистической физики

Граф Канкрин уделял институту много внимания и посещал его по несколько раз в неделю, вникая в ход дел и оперативно решая возникающие проблемы. Например, первые книги для открывшейся в 1831 г. институтской библиотеки были переданы по его личному распоряжению из технической библиотеки департамента мануфактур и торговли. Некоторые из них сохранились в ее фондах до наших дней. В дальнейшем библиотека систематически пополнялась новейшей литературой.
По словам автора первой истории «Техноложки», Егор Францевич «следил с неутомимым вниманием за каждым его шагом, поощрял каждый успех и исправлял немедленно малейшее уклонение от того пути, который должен был вести к предназначенной цели». Благодаря вниманию министра СПбПТИ регулярно получал дары от промышленников. Так, фабрикант Шубут подарил машину для ворсования сукон, а доктор горных дел Гассарт — состоявший из 7 000 видов растений гербарий.
Е. Ф. Канкрин поставил перед СПбПТИ задачу систематически обучать и выпускать специалистов-практиков для русской промышленности. Институт создавался как учебное заведение, ориентированное на усвоение воспитанниками в первую очередь прикладных навыков, поэтому Канкрин уделял повышенное внимание снабжению его самым современным оборудованием. К работавшим с 1831 г. столярной, токарной, кузнечной и литейной мастерским в 1832 г. добавились слесарная, ткацкая и граверная (для изготовления узоров тканей), бёрдочная (для формирования рисунка переплетения ткани), модельная (для изготовления моделей мельниц и сельскохозяйственных орудий) и суконная, в 1833 г. — красильная, льно- и бумагопрядильная, шелковая и литографическая. Мастерские оборудовались машинами, частью купленными в Великобритании, частью на Александровском заводе.

Постепенно структура Технологического института дополнялась новыми направлениями. В 1834 г. при нем открылась Горная школа, которая готовила мастеров для горных заводов. В 1839 г. в состав института вошла медальерная школа, работавшая ранее при Монетном дворе. В 1841 г. при Горной школе стали готовить также специалистов для строящейся Николаевской железной дороги.
По положению в институт принимали владевших русской грамотой мальчиков в возрасте 13–15 лет, которых направляли городские думы. Это были дети купцов 3‑й гильдии, мещан и цеховых, то есть низших слоев городского населения. Для них обучение было бесплатным.
С 1832 г. в институт стали принимать за плату учеников сверх комплекта из любых сословий. При выпуске они обладали теми же правами, что и комплектные ученики.
Многие учащиеся поступали в институт в 13 лет, имея минимальное образование. Чтобы поднять уровень подготовки таких учеников, был создан отдельный подготовительный класс. Основной курс делился на два класса, в каждом из которых учились по три года. По окончании курса ученики получали звание подмастерьев и либо совершенствовались при институте еще два года, либо направлялись на предприятия. После восьми лет успешные выпускники получали звание ученых мастеров, менее толковые становились мастерами.
 

Ученики занимались с 7 до 11 часов теоретическим предметами, с 11 до 13 — рисованием и черчением, а с 14 до 18 часов — практическими работами в мастерских. Большинство преподавателей было приглашенными сотрудниками. В мастерских обучение осуществляли мастера высочайшей квалификации, в основном иностранцы. При приеме на службу их экзаменовал технический комитет.
В Технологическом институте была реализована не удавшаяся в Москве идея публичных лекций. С 1836 г. при нем читались публичные лекции по химии, физике, технологии и прикладной механике. На них допускались все желающие. По замыслу Канкрина, «лекции совершенно не требуют полноты, а должны преподавать главные правила, чтобы приохотить людей заниматься самих». Публичные лекции прекратились в 1841 г.

Задачей Технологического института была подготовка специалистов для управления фабриками или их отдельными частями. Канкрин рассчитывал, что выпускники будут трудоустраиваться на частных предприятиях, для них даже существовал запрет на поступление на государственную службу. Первый выпуск состоялся в 1837 г. и состоял из 14 человек. Девяти из них было присвоено звание ученого мастера, четырем — звание мастера, один (будущий писатель К. М. Кадинский) выпустился без присвоения звания. В 1838 г. было выпущено 15 человек, в 1839 и 1840 гг. — по 22 человека, в 1841 г. — 14, в 1842 г. — 20, в 1843 г. — 22, в 1844 г. — 19.
Среди выпускников этих лет выделяются основатели химического завода в Петербурге братья И. В. и Н. В. Ждановы, и братья В. П. и К. П. Печаткины, возглавившие Красносельскую и Ропшинскую писчебумажные фабрики.

В 1844 г. основатель Технологического института Е. Ф. Канкрин ушел в отставку с поста министра финансов. Сменивший его Ф. П. Вронченко (1779–1852) особое внимание уделял развитию промышленности. В первые годы его руководства Министерством в СПбПТИ произошел ряд изменений: начало занятий перенесли на 8 часов, уроки сократили с двух часов до полутора. Были закрыты ткацкие мастерские, а практику по этой специальности стали проходить на фабриках. В 1847 г. в СПбПТИ стали готовить специалистов для винокуренных заводов, для чего в помещении упраздненной суконной мастерской был установлен аппарат для винокурения.
В 1852 г. СПбПТИ возглавил горный инженер К. Ф. Бутенёв, при котором велось интенсивное строительство (архитектор Ф. Ф. Бекман).
С 1849 г. выпускникам СПбПТИ стали присваивать звания инженера-технолога (вместо ученого мастера) и технолога-практиканта (вместо мастера). Технологи-практиканты получили право через шесть лет успешной работы по специальности ходатайствовать о получении звания инженера-технолога.

В 1850-е гг. Технологический институт окончили инженер и писатель Ф. И. Токмаков (1825–1895), архитектор Н. М. Чагин (1823–1909), основатель известного машиностроительного завода в Риге П. Розенкранц (ум. 1897), основатель первого в России завода типографских красок и Общества взаимного вспоможения инженеров-технологов И. И. Беггров (1828–1888), единственный русский в правлении «Товарищества братьев Нобель» и составитель его устава М. Я. Белямин (1831–1908), известный специалист по патентному праву Ф. Ф. Каупе, профессор Московского технического училища (предшественника знаменитой «Бауманки») и вице-президент (фактически руководитель) Политехнического общества Ф. М. Дмитриев (1829–1882), много сделавший для развития киевского городского хозяйства инженер Ф. И. Донат (ум. 1918), изобретатель в сфере судостроения К. П. Цыганов (1831–1891), основоположник научной металлографии Д. К. Чернов (1839–1921).

Выпускниками СПбПТИ были директор Самсониевского завода И. Е. Голубев, известный специалист в сфере винокурения С. А. Пахомов, градоначальник Златоуста В. К. Гудков, золотопромышленник К. М. Полежаев (ум. 1909), чье имя носит парк в Красносельском районе Санкт-Петербурга, основатель машиностроительного завода в Киеве А. Ф. Термен (1835–1909), директор Кренгольмской мануфактуры, городской голова Нарвы и основатель курорта Усть-Нарва А. Ф. Ган (1832–1914), изобретатель Н. В. Чериковский (1836–1900), сахарозаводчик И. И. Сибиряков, заслуженный профессор Технологического института Н. Ф. Лаб­зин (1837–1926), управляющий Верх-Исет­ским горным округом А. И. Роджер (ум. 1896), старший механик Обуховского завода П. Г. Киреев, главный конструктор Сормовского судостроительного завода А. Г. Некрасов (1836–1907). Также в «Техноложке» учился деятель революционного движения М. П. Сажин (1845–1936).
К началу Великих реформ (1861–1874 гг.) Санкт-Петербургский практический технологический институт прочно утвердился в системе образования России. Однако наступавшая эпоха капитализма потребовала привести устройство института в соответствие с требованиями времени.