В 1897 г. растущая востребованность выпускников Технологического института, связанная с интенсивным развитием отечественной промышленности, привела к необходимость расширения института и изменению его учебных планов. Серьезные изменения в структуре научного знания, произошедшие в течение XX в., потребовали все большей специализации в обучении специалистов-технологов.
Серьезные преобразования коснулись курс химии — одного из ключевых предметов, изучавшихся в Технологическом институте. Окончательно оформилось разделение преподавания органической и неорганической химии. В качестве профессора неорганической химии в 1896 г. был приглашен А. А. Яковкин (1860–1936), проработавший в институте 40 лет.
1896 - 1914
В конце XIX в. Россия прочно стояла на пути превращения в индустриальную державу. Длительный период мирного развития, интенсивное строительство железных дорог, приток иностранного капитала стимулировали развитие экономики. Ставший в 1892 г. министром финансов энергичный и дальновидный С. Ю. Витте оптимизировал систему налогообложение и обеспечил введение золотого стандарта, положившее конец турбулентности, весь XIX век сопровождавшей русский рубль. Однако экономика не может быть эффективной без политической стабильности. К сожалению, вступивший на престол в 1894 г. молодой император Николай II не сумел прочно взять в свои руки управление страной. Своей главной задачей он считал сохранение устаревших основ государственного строя. В обществе нарастала оппозиция к правительственному курсу, особенно заметная в высшей школе. Прогресс в экономической сфере остро контрастировал с застоем в сфере политической. Спровоцированная неумелым руководством внутренняя нестабильность привела к Кровавому воскресенью и Первой русской революции.
Профессором органической химии был назначен М. Д. Львов (1848–1899), преподававший в Технологическом институте с 1893 г. Несмотря на то, что деятельность Львова в СПбТИ была очень непродолжительной, именно он добился начала строительства новой химической лаборатории. Здание было достроено уже после его смерти.
Изначально Технологический институт учреждался с целью обеспечить отечественную промышленность собственными специалистами, и на протяжении всей истории существования института предприниматели уделяли пристальное внимание институту.
Одним из промышленников, принимавших активное участие в развитии Технологического института, был Людвиг Нобель. Многие выпускники служили на предприятиях «Товарищества нефтяного производства Братьев Нобель» в Санкт-Петербурге и в Баку. После смерти Л. Нобеля Товарищество приняло решение учредить премию его имени, которую присуждало Русское техническое общество за достижения в области металлургии, нефтяного производства и смежных отраслях.
Первая премия им. Людвига Иммануэльевича Нобеля была присуждена 31 марта 1896 г. выпускнику Технологического института 1889 года инженеру А. И. Степанову за работу «Основы теории горения ламп», посвященную керосиновым лампам.
В начале XX в. в связи с развитием новых технологий учебные планы стали пополняться всё новыми актуальными предметами, в том числе связанными с активно развивающейся наукой об электричестве, которое как новый источник энергии начинало играть все более заметную роль.
Когда в Технологическом институте появилось преподавание электротехники, было принято решение перевести институт на электрическое освещение, что имело огромное значение, в первую очередь, при работе с чертежами, учитывая петербургский климат: чертежные залы находились в помещениях с небольшими окнами, газовое освещение было лишь в некоторых из них, а забирать чертежи домой не разрешалось. Сперва электрическое освещение было проведено в чертежные залы, позднее, с увеличением мощности электростанции, и в мастерские. В расписании занятий появляются такие предметы, как «Устройство динамомашин», «Применение электричества», «Электрометрия» и другие. В качестве необязательного курса начали преподавать устройство электростанций. При институте построена собственная электростанция. Открываются новые специальности — «Железнодорожное дело», «Аэропланы».
Увеличение количества учебных предметов влекло за собой появление новых лабораторий. Научная революция совпала с периодом интенсивного развития промышленности в России: по всей стране возникали новые заводы, фабрики, производственные цеха. Ведется активное железнодорожное строительство. Все эти преобразования потребовали не только повышения уровня образования отечественных специалистов, приходящих на производство, но и увеличения количества технологов. Следствием этого стало увеличение набора на первый курс института. Все это диктовало необходимость расширения СПбТИ и его переоборудования согласно современным требованиям. Было надстроено главное здание, перестроены другие корпуса и мастерские.
В 1903 г. СПбТИ отметил свой 75‑летний юбилей. К этой исторической дате выпускник 1902 г. И. Ф. Феодоровым подготовил книгу, в которой собрал сведения о всех выпускниках и сотрудниках института с момента его основания. Также в издании приводились сведения об отраслях промышленности, в которых трудились выпускники СПбТИ. Наибольшее количество выпускников Технологического института работали на железных дорогах (24 %), механических (15 %) и сахарных (7 %) заводах.
В 1903 г. по инициативе Д. С. Зернова был организован студенческий научный кружок, который к 1908 г. уже состоял из четырех секций: электротехнической, железнодорожной, теплотехнической и секции технологии металлов. Под руководством профессоров института студенты проводили опыты для проверки новейших теорий — например, теории газового потока Грум-Гржимайло. Позже образовались и другие кружки — воздухоплавания, литературный, оркестр, действовали разные землячества и т. д.
Однако политические события в стране серьезно повлияли на работу института. После трагических событий Кровавого воскресенья 9 января 1905 г. в институте состоялась студенческая сходка, которая постановила начать забастовку. В результате занятия были приостановлены до 1 сентября 1905 г. Подобные забастовки проходили и в других российских вузах.
Выпуска в этот год не было, но прием новых студентов был объявлен. Чтобы можно было продолжать учебный процесс, учебный комитет предложил перейти на предметную систему обучения, при которой студенту, чтобы закончить, требовалось посетить определенный набор курсов (ограничения — только с точки зрения логики изучения материала, поэтому по некоторым циклам предметов фиксировалась последовательность изучения).
Такое предложение было принято как временная мера. Однако из‑за продолжившихся волнений в октябре 1905 г. вышло распоряжение о временном закрытии тех вузов, в которых продолжались митинги.
Занятия в СПбТИ возобновились только в 1906 г. уже в других условиях. В России начала работу Государственная Дума, наделённая законодательными правами. Теперь политическая борьба сосредоточилась в ней. Тем самым политические сходки в высшей школе потеряли свое прежнее значение.
Несмотря на то, что первый курс института был укомплектован еще в 1905 г., было принято решение не отменять приема новых студентов в 1906 г.
Все эти события не могли не сказаться на учебном процессе. Студенты, оканчивающие курс по химическим специальностям, оказались в более уязвимом положении по сравнению с «механиками», поскольку им для прохождения курса была необходима работа в лабораториях.
Кафедра физической химии берет свое начало от Лаборатории физической химии, организованной в 1899 г. выдающимся русским химиком, членом-корреспондентом АН СССР, профессором А. А. Яковкиным, который в том же году впервые в Технологическом институте начал читать курс физической химии. В 1926 г. Лаборатория физической химии получила название Лаборатории физической и коллоидной химии, которая и была переведена в здание химико-технических лабораторий. По инициативе В. Я. Курбатова в 1931 г. в институте была создана кафедра коллоидной химии как самостоятельное структурное подразделение. С 1955 г. на кафедре начал работать доктор технических наук профессор В. П. Машовец, электрохимик-металлург, известный трудами в области электрохимии расплавов. После кончины В. Я. Курбатова он с 1957 по 1971 гг. заведовал кафедрой. Среди основных научных направлений деятельности кафедры: физико-химические основы конструирования и технологии материалов, физикохимия поверхностных явлений и наноразмерных систем, электрохимия и ионика твердого тела, физикохимия стеклообразного состояния, синтез и свойства полимеров медико-биологического назначения, RAFT полимеризация, устойчивость, кинетика коагуляции, разделения фаз и структурирования микро- и нанодисперсных систем. Кафедра ведет подготовку по темам: «Химия твердого тела и химия материалов», «Физическая химия и химия материалов». В настоящее время кафедрой заведует кандидат химических наук, доцент С. Г. Изотова ■
В институте был установлен предельный срок пребывания для студентов: для механиков — 14 семестров, для химиков — 16 семестров. За это время обучающие должны были освоить положенную программу. Однако на деле некоторые студенты учились намного дольше — так, по состоянию на март 1910 г.
5 % студентов, обучавшихся в СПбТИ, поступили в него до 1900 г.
После первого года обучения студенты сдавали «первый минимум» — экзамены по части прослушанных предметов. Ещё через два года сдавали «второй минимум». «Третий минимум» насупал для химиков и механиков в разные сроки: через четыре и три года соответственно (химики учились дольше, так как они больше времени проводили в лабораториях). После «третьего минимума» студентам давался ещё год для завершения диплома. Сдавать минимумы можно было и раньше, но учиться дольше 7 лет (механики) и 8 лет (химики) стало нельзя.
В 1905 г. отделения СПбТИ были преобразованы в факультеты. Тогда же изменения коснулись преподавания отдельных предметов, например, было усилено преподавание физической химии, появился курс «Введение в электротехнику» с практическими занятиями, курс керамики был преобразован в курс технологии силикатов и т. д.
В последнее десятилетие XIX в. блестящий преподавательский состав СПбТИ пополнялся новыми знаменитостями. Так, в 1899 г. в институт вернулся профессор физики Н. А. Гезехус (1845–1918), член Русского физико-химического общества, знаменитый трудами в области молекулярной физики, электричества, акустики.
Преподаватели и выпускники СПбТИ сыграли огромную роль в становлении высшего технического образования в Санкт-Петербурге и по всей стране. Так, Д. К. Чернов (1839–1921), Н. П. Петров (1836–1920), Н. И. Тавилдаров (1846–1918) и В. Л. Кирпичев (1845–1913) были преподавателями Санкт-Петербургского политехнического института.
Д. С. Зернов (1860–1922) работал в Московском высшем техническом училище (сегодня — МГТУ им. Баумана). М. В. Троицкий (1880 — после 1929) был профессором в Донском политехническом институте. Е. Л. Зубашев (1860–1928) стал первым директором Томского технологического института, В. Г. Шапошников (1870–1952) и В. Л. Кирпичев — в Киевском политехническом институте; кроме того, В. Л. Кирпичев был основателем и первым директором Харьковского технологического института.
Многие выпускники «Техноложки» способствовали распространению технического образования в России.
В последнее десятилетие XIX в. блестящий преподавательский состав СПбТИ пополнялся новыми знаменитостями. Так, в 1899 г. в институт вернулся профессор физики Н. А. Гезехус (1845–1918), член Русского физико-химического общества, знаменитый трудами в области молекулярной физики, электричества, акустики.
П. С. Селезнев (1864–1925), с 1891 г. читавший лекции о подвижном составе железных дорог и руководивший проектированием машин и паровозов, был председателем комиссии Санкт-Петербургской думы по выработке предложений относительно относительно устройства заводов и фабрик.
Г. Ф. Депп (1854–1921), ученый-теплотехник, выпускник СПбПТИ 1881 г., преподавал в нем с 1885 г., в 1899 г. был избран профессором кафедры механики. В 1913–1915 гг. он был директором СПбТИ. Б.Л. Розинг (1869-1933), стоявший у истоков телевидения, преподавал в СПбТИ.
В 1904 г. были внесены новые изменения в положение о Технологическом институте, еще более повысившие статус его воспитанников: теперь все его выпускники получали звание «инженер-технолог» с правом поступления на государственную службу и правом проектирования и строительства любых зданий и сооружений. Выпускники Технологического института теперь полностью сравнялись с выпускниками других высших технических учебных заведений.
Выпускники и сотрудники СПбТИ, как и в предыдущие десятилетия, способствовали развитию отечественной науки, техники, промышленности. Так, во главе отдела по водоснабжению Санкт-Петербурга в течение многих лет находился талантливый выпускник СПбПТИ П. С. Селезнев (1864–1925).
Выпускник 1882 г. Н. А. Резцов (1855–1914), устроитель первой в России школы по писчебумажному делу, был петербургским головой в сложнейший период 1905–1910 гг. Он известен как крупнейший в России специалист по писчебумажному делу и создатель научной школы по этому направлению. Организованная им испытательная станция для исследования бумаги при Русском техническом обществе стала родоночальником системы научно-исследовательских и образовательных учреждений в сфере целлюлозно-бумажной промышленности.
С. П. Вологдин (1874–1926) организовал в Санкт-Петербурге металлографическую лабораторию, а в 1909 г. стал профессором металлургии в Донском политехническом институте.
Вклад в развитие железнодорожного дела внесли выпускники «Техноложки» М. Е. Правосудович (1865–1929), руководивший разработкой мощного товарного паровоза серии Э, и М. В. Гололобов (1870–1919), участвовавший в проектировании пассажирского паровоза серии Л, а также организовавшего на Путиловском заводе катковую испытательную лабораторию.
П. П. Копняев (1867–1932) выпустил в 1904 г. книгу «Динамомашины постоянного тока», ставшую первой отечественной работой в этой области.
С 1908 г. в СПбТИ преподавал его выпускник Л. Ф. Фокин (1881–1937), который в годы Первой мировой войны организовал производства бензола и толуола методом коксования, а после 1917 г. способствовал становлению азотно-туковой промышленности в СССР.
Широко известны работы технологов в области теплотехники. Профессор Г. Ф. Депп организовал в институте котельную лабораторию, где осуществил интересные исследования по бездымному горению, сжиганию пылевидного топлива, расчету котельных топок и т. п.
Введение в 1910 г. А. В. Рязанцевым курса «Холодильное дело» позволило начать выпуск специалистов в этой области.
Развитию текстильной промышленности способствовали работы технологов: профессора Н. П. Лангового, С. А. Ганешина, Н. Г. Новикова, а также специалистов в области красителей: Н. Н. Вознесенского, А. Е Порай-Кошица. Их работы способствовали развитию российской текстильной промышленности, совершенствованию технологий крашения, создания оригинальных красителей.
Активное участие в становлении силикатной промышленности приняли профессора А. М. Соколов, П. С. Философов, В. В. Юрганов, В. П. Мазуренко.
Некоторые выпускники прославились в других сферах, как, например, писатель А. Н. Толстой и композитор А. Г. Шапошников.
Несмотря на нестабильную политическую обстановку, нарастающие революционные настроения Санкт-Петербугский технологический институт продолжал готовить высококвалифицированных специалисты, вести научную работу, переоборудовать существующие корпуса и строить новые. Время показало, что выпускники СПбТИ оставались нужны России невзирая на все те политические катаклизмы, которые обрушились на страну в XX веке.