1862 - 1896

Поражение России в Крымской вой­не (1853–1856) оказало ошеломляющее влияние на русское общество. Гордое ощущение превосходства после победы над наполеоновской Европой уступило место чувству неуверенности. Россия проиграла войну коалиции, в которой участвовали сильнейшие государства Европы, и объективно поражение было логично, тем более, что наши противники добились его с огромным трудом. Но контраст между победой 1812 года и пораже­нием 1855‑го деморализовал русское общество, заставив поверить в «отсталость» нашей страны и необходимость «догнать» ушедшие вперёд государства Европы. Именно в такой обстановке правительство Александра II приступило к реформам, вошедшим в историю под именем «Великих».

Середина XIX века — время интенсивного развития промышленности и транспорта в Европе. Рост железнодорожной сети стимулировал расширение торговли, что привело к росту конкуренции и необходимости постоянного совершенствования производства. Это, в свою очередь, требовало интенсивного развития научного знания. В результате изменилась сама сущность технических наук, которые из суммы эмпирических знаний преобразовались в системы теоретических представлений, базирующихся на достижениях физики, химии, математики. В это же время в России, как в Европе, изменилось отношение к промышленности. Если ранее в эту сферу шли преимущественно подданные низших сословий, то к 1850‑м гг. развитием промышленности начало интересоваться дворянство. В обществе возник запрос на высшее техническое образование.

В 1859 г. министр финансов А. М. Кня­жевич начал преобразование СПбПТИ в высшее учебное заведение, дающее современное техническое образование. Эту ра­боту завершил сменивший его М. Х. Рейтерн. Директором СПбПТИ в это время был горный инженер И. П. Чайковский. 3 июля 1862 г. было принято новое положение об Институте, которое вошло в силу 1 августа того же года. Технологический институт получил статус вуза. Согласно новому положению, это было «специальное высшего разряда учебное заведение, имеющее целью образование искусных и сведущих людей по технической части для устройства фабрик, заводов и вообще промышленных предприятий и для управления оными, а также распространение вообще технических познаний».

В институте формировался собственный штат преподавателей, для чего открыли пять профессорских кафедр: по прикладной физике, прикладной механике, прикладной химии, механической или химической технологии и строительной технологии. Профессора института по своим правам приравнивались к университетским. 

В начале 60‑х гг. XIX в. профессор Р. Э. Ленц создал в институте физический кабинет, который стал основой кафедры физики, где профессор со своими помощниками-лаборантами вел большую научную работу. За 34 года работы в «Техноложке» профессор Р. Э. Ленц опубликовал 22 научные работы и фактически создал кафедру, хотя до 1912 г. она именовалась физическим кабинетом, а затем, до 1932 г., физической лабораторией. С 1918 г. лабораторию физики возглавлял профессор Н. Н. Георгиевский. В 1922 г. преподавание физики на механическом и химическом факультетах было разделено. В 2016 г. в связи с оптимизацией учебного процесса кафедра общей физики кафедры была объединен а с кафедрой электротехники и электроники с сохранением учебных планов последней. Основное направление научной работы кафедры — исследование геометрического строения и молекулярной динамики органических и элементоорганических соединений исследование, исследование электронного строения молекул и природы химической связи, колебательная и микроволновая спектроскопия. Разработан и создан ряд оригинальных датчиков для измерения расхода жидкости, для определения октанового числа моторных топлив и для измерения содержания воды в них. Сконструирована система для тонкой очистки биопрепаратов методом зонной плавки. Проведена большая работа по изучению влияния магнитного поля на насыщение крови кислородом. Проводились исследования в области воздействия лазерного излучения на энергонасыщенные композиции (взрывчатые вещества и пиротехнические составы). заболеваний на основе метода биолюминесценции. Кафедра участвует в конкурсе грантов, а также в федеральной программе, курируемой Минобрнауки. Сегодня кафедру возглавляет доктор химических наук профессор А. В. Беляков ■

  • Основы физики твердого тела
  • Основы электроники и электроснабжение
  • Строительная физика
  • Физика
  • Электроника и электротехника
  • Электротехника и промышленная электротехника
  • Электротехника и электроника
  • Электротехника, электроника и схемотехника

Кафедра возникла в 60‑е гг. XIX в. как часть новой химической лаборатории, где в ходе практических работ студенты изготовливали ряд химических соединений, в том числе и органических. С 1863 г. читал курс органической химии и руководил химической лабораторией создатель периодической таблицы элементов Д. И. Менделеев. В 1866 г. кафедру возглавил Ф. Ф. Бейльштейн, который внес большой вклад в теорию ароматических соединений. Мировую известность ученому принес справочник по органической химии, издание которого в настоящее время продолжает институт имени Бейльштейна в Мюнхене. С того времени и по сей день, проводимые на кафедре научные исследования связаны с химией непредельных соединений: ароматических углеводородов и их производных − этиленов и ацетиленов. С приходом в 1951 г. на должность заведующего кафедрой профессора А. А. Петрова основными объектами исследования становятся высоконепредельные соединения. В последнее время в рамках инжинирингового центра института на кафедре успешно работает современный прибор ядерно-магнитного резонанса Bruker Avance III HD (400 и 100 МГц), что позволяет поддерживать высокий уровень научно-исследовательских работ в институте. Многие из синтезированных в последнее время на кафедре соединений и полупродуктов для их получения представляют большой интерес для тонкого органического синтеза и медицинской химии. Сотрудники и профессора кафедры органической химии работают в редакциях химических журналов. Высокий педагогический и научный потенциал кафедры сохраняется благодаря притоку новых кадров через аспирантуру кафедры. С 1950 г. кафедра выпустила более 300 кандидатов наук. Сейчас кафедру возглавляет профессор, доктор химических наук, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации М. Л. Петров ■

  • Идентификация и доказательство строения органических соединений
  • Информатика в органической химии
  • Органическая химия
  • Органическая химия и основы биохимии
  • Основы органического синтеза

Была основана в 1862 г. как кафедра прикладной механики. Первым заведующим стал профессор И. А. Вышнеградский (директор института с 1875 г.). Прикладная механика при его непосредственном участии получила дальнейшее развитие как отрасль научного знания и разделилась на целый ряд направлений: сопротивление материалов, подъемные машины, построение машин, паровые машины, детали машин, теория упругости. Очень скоро в рамках указанных направлений появились признанные корифеи науки — воспитанники научной школы И. А. Вышнеградского. Одним из них является профессор В. Л. Кирпичев, автор классических учебников по дисциплинам «Сопротивление материалов» и «Детали машин», по которым училось не одно поколение инженеров-конструкторов. В 1911 г. в Технологический институт для работы на кафедре был приглашен С. П. Тимошенко, который впоследствие стал ведущим ученым мира в области сопротивления материалов, теории упругости, теории колебаний. Его научные труды и учебники остаются настольными книгами инженеров-конструкторов и студентов и поныне. Важнейшими направлениями научной деятельности кафедры, сформированными еще ее основателями являются: создание научных основ проектирования нового химического оборудования и разработка принципов системного решения проблем безопасной эксплуатации современных машин и аппаратов химических производств. Оба направления тесно связаны с образовательной деятельностью кафедры — общеинженерной подготовкой будущих инженеров-механиков и инженеров химиков-технологов. В силу такой широты предметов изучения на кафедре преподаются все дисциплины механического профиля: теоретическая механика, сопротивление материалов, теория механизмов и машин, детали машин, основы проектирования и целый ряд других. Это требует от преподавателей высокой квалификации, глубоких знаний и универсальной подготовки. Нынешний состав сотрудников кафедры в полной мере отвечает этим требованиям. Сегодня кафедру возглавляет профессор, доктор технических наук Н. А. Марцулевич.

  • Детали машин
  • Детали машини и основы конструирования
  • Дополнительные главы прикладной механики
  • Механика
  • Механика материалов и основы конструирования
  • Основы прикладной механики
  • Основы проектирования
  • Прикладная механика
  • Проектирование механизмов средств автоматизации
  • Сопротивление материалов
  • Теоретическая механика
  • Теория механизмов и машин
  • Техническая механика

Была образована в 1862 г., когда технологический институт в результате реорганизации получил статус высшего учебного заведения. К преподаванию привлекались выпускники Университета, преподаватели военных учебных заведений, например, Лев Спасский — преподаватель Павловского кадетского корпуса. Великий русский металлург Д. К. Чернов, сам окончивший технологический институт три года работал в нем преподавателем. В 1980 г. произошло разделение кафедры на кафедру высшей математики и кафедру прикладной математики. На кафедре высшей математики преподавались классические разделы математики, а кафедра прикладной математики взяла на себя преподавание теории вероятности, математической статистики и вычислительной математики. В 2012 г. было произведено воссоединение кафедр высшей и прикладной математики. Была образована кафедра математики, заведующим которой стал доктор физико-математических наук А. А. Груздков. За более чем полуторавековую историю на кафедре работало немало людей, достигших выдающихся успехов в различных областях. Важным направлением деятельности кафедры в последние десятилетия является организация и подготовка студентов к участию в студенческих математических олимпиадах. В городских и региональных математических олимпиадах технологический институт участвует с 1970‑х гг., неизменно оказывалась в призерах. В настоящее время внутривузовский этап математической олимпиады проводится в рамках международной интернет-олимпиады, вызывая немалый интерес у студентов. Наиболее яркими успехами студентов технологического института являются победа в абсолютном личном первенстве Санкт-Петербурга К. Монастырского и две серебряных медали финального тура интернет-олимпиады И. Демидова. Сегодня кафедрой заведует доктор физико-математических наук А. А. Груздков.■

  • Алгебра и геометрия
  • Высшая математика
  • Дополнительные главы математики
  • Математика
  • Математический анализ
  • Функциональный анализ

Создана в 1861–1863 гг. в период формирования кафедральной структуры института. В эти годы слушателям начали преподавать начертательную геометрию. В конце ХIХ — начале ХХ в. графические дисциплины в институте преподавали выдающиеся специалисты Е. Е. Баумгартер (архитектурное черчение) и А. А. Воронов (проектирование). В 1897 г. здесь приступил к работе И. М. Холмогоров, преподававший черчение, проектирование и начертательную геометрию. Его книга «Машиностроительное черчение» выдержала 12 изданий. Наиболее трудными в истории кафедры были первые послереволюционные годы. Восстановление потенциала кафедры проходило под руководством кандидата технических наук, профессора Д. Г. Ананова, который в начале 1930‑х гг. возглавил коллектив преподавателей и руководил им до 1945 г. Имя этого замечательного специалиста и педагога носит предложенный им метод условных разверток, используемый при построении линий пересечения гранных поверхностей. Им также написан «Курс начертательной геометрии», выдержавший шесть изданий. В начале 1970‑х гг. кафедра получила современное название «Кафедра инженерного проектирования». В этот период усиливается не только конструкторская, но и проектная подготовка будущих специалистов. Основная научная работа кафедры в последних лет связана с проектированием сооружений для очистки сточных вод и газовых выбросов, с разработкой программного обеспечения и созданием баз данных, библиотек модулей для систем автоматизированного проектирования химико-технологических установок. В последние годы на кафедре инженерного проектирования усиливается не только конструкторская, но и проектная подготовка будущих специалистов. В настоящее время кафедрой заведует профессор, доктор технических наук М. А. Яблокова■

  • Инженерная графика
  • Компьютерная графика
  • Начертательная геометрия
  • Основы автоматизированного проектирования
  • Основы промышленного строительства
  • Системы компьютерного конструирования

Должность инспектора упразднялась. Контроль над студентами и положением дел в учебных мастерских возлагалось на инспектора работ, имевшего двух помощников. Наблюдение за работой преподавателей возлагалось на декана, который избирался на три года учебным комитетом, состоявшим из пяти профессоров, всех старших преподавателей, инспектора работы и инспектора по воспитательной части. Благодаря этому институт фактически получил автономию от Министерства финансов. Первым деканом СПбПТИ в 1862 г. был выбран профессор математики М. А. Кросновский. Помимо него, в числе первых профессоров были И. А. Вышнеградский (механика), Р. Э. Ленц (физика), Ф. С. Илиш (химия). 

В 1863 г. профессором химии в Технологическом институте стал Д. И. Менделеев, что, согласно уставу института того времени, сделало его и руководителем химической лаборатории. Кафедру химии он возглавлял в течение трех лет. Получение профессорской должности дало Менделееву возможность больше заниматься наукой, и в 1865 г. он защитил докторскую диссертацию, экземпляр которой с автографом Менделеева как драгоценная святыня хранится в библиотеке Технологического института.

С 1866 по 1872 г. Дмитрий Иванович преподавал в СПбПТИ органическую химию. В 1869 г. Менделеев сформулировал периодический закон, навсегда вписав своё имя в историю науки. Грандиозные научные достижения Д. И. Менделеев совмещал с активной деятельностью по переоснащению лабораторий и повышению уровня образования в СПбПТИ. Он принимал участие в работе самых разных комиссий, созданных на основании решений Учебного комитета, в том числе по развитию мастерских, по летней практике студентов старших курсов, по составлению проекта правил для получения степени инженер-технолога и многих других. 

За время своей работы в СПбПТИ Д. И. Менделеев не жалел сил для развития института и использовал свой авторитет для того, чтобы добиться лучших условий для вуза. Он добился обновления оборудования химической лаборатории, закупки новых реактивов и увеличение штата сотрудников, что было крайне важно: с 1863 по 1872 г. количество студентов СПбПТИ увеличилось почти втрое. Именно Менделеев предложил расширить лабораторные практикумы: теперь они проводились не на третьем и четвертом курсах, а на втором и третьем; для студентов четвертого курса было отведено специальное помещение, где они могли заниматься самостоятельной научной работой по выбранной ими специальности. Благодаря этим преобразованиям уже в 1865 г. лаборатория Технологического института представила на Московскую мануфактурную выставку 12 химикатов, в том числе бензол, анилин, титрованные жидкости для анализа железных, медных и других соединений. Химическая лаборатория СПбПТИ стала лучшей учебной лабораторией в России. Кроме того, Менделеев настоял на том, чтобы органическая химия и аналитическая химия стали отдельными учебными курсами.

Уже не будучи преподавателем института, в конце 1890‑х гг., Менделеев председательствовал в Комиссии по выпуску студентов, оканчивающих СПбПТИ. В 1904 г. Д. И. Менделеев был избран почетным профессором Технологического института.

 В 1864 г. в СПбПТИ открылись еще две профессорские кафедры: кафедра курса построения машин и кафедра химической технологии, которую возглавил Н. П. Ильин.

Поддержка выпускникам Технологического института оказывалась со стороны учрежденного в 1866 г. Русского технического общества (РТО). Среди предпринимателей существовало предубеждение против русских специалистов, и они неохотно брали на работу выпускников СПбПТИ, а принятым предлагали небольшие оклады. Состоятельные члены РТО учредили несколько собственных стипендий для поддержки выпускников института в первые годы работы на фабриках, а многие предприниматели обязались принимать в год по одному выпускнику СПбПТИ с назначением им приличного содержания.

Среди преподавателей, работавших в СПбПТИ в этот период, можно выделить математика В. Г. Имшенецкого (1832–1892), минералога П. В. Еремеева (1830–1899), специалиста в области механической обработки металлов, минералогии и кристаллографии А. В. Гадолина (1828–1892), архитектора Б. Д. Рожанского (1840–1886). У всех этих выдающихся специалистов, кроме последнего, было другое основное место работы, но и для Технологического института они сделали немало.

При переустройстве СПбПТИ пансион, подготовительный класс и Горная техническая школа были упразднены. Институт разделялся на два отделения — химическое и механическое. 
В институт теперь могли поступить только подготовленные абитуриенты — выпускники гимназий и реальных училищ. В случае, если число поступавших превышало число вакансий, отбор производился по конкурсу аттестатов. Число вакансий устанавливалось в 130. В связи с упразднением пансиона учащимся выплачивалась стипендия в размере 20 рублей в месяц. Количество вольнослушателей не ограничивалось. При поступлении в СПбПТИ не существовало никаких ограничений по национальному или конфессиональному признакам. Среди учащихся и выпускников было значительное количество лиц католического и иудейского вероисповеданий. Особенно много было католиков, несмотря на настороженное отношение к ним официальных властей после польского восстания 1863 г.

Устанавливался четырехлетний срок обучения. После второго курса обучающиеся распределялись по двум отделениям — химическому и механическому, в программу которых входили как общие, так и специальные для каждого отделения предметы. На обоих отделениях изучались закон Божий, аналитическая геометрия, черчение и рисование, минералогия, политическая экономия и промышленная статистика России, иностранный язык, физика, строительное дело, технология обработки волокнистых веществ. На механическом отделении, кроме того, изучали высшую математику, механику, курс построения машин, а также в качестве вспомогательных предметов неорганическую химию и металлургию. На химическом отделении изучали неорганическую, органическую и аналитическую химию, химическую технологию, металлургию, а как необязательные предметы — механику и анатомию и физиологию растений и животных применительно к нуждам промышленности. В качестве необязательных предметов для обоих отделений преподавались горное дело (до 1868 г.) и второй иностранный язык. План занятий составлялся учебным комитетом и утверждался министром финансов. По-прежнему большое внимание уделялось практическим навыкам. Слушатели старших курсов летом посещали фабрики и заводы, знакомились с производством, составляли чертежи.
 

По окончании каждого курса учащиеся сдавали переводные экзамены, по окончании всего курса — выпускные. 12‑балльная система оценки знаний заменялась 5‑балльной. Сдавшие выпускные экзамены получали звание технолога, показавшие удовлетворительные успехи — 2‑го разряда, а «весьма хорошие» результаты — первого. Те, кто показал неудовлетворительные результаты по теоретическим предметам, но успешно занимался практическими работами, давали звания механического мастера или лаборанта. Технолог первого разряда имел право через защитить проект или сочинение по одному из специальных предметов и получить, в случае одобрения учебным комитетом, звание инженера-технолога. С 1868 г. для таких стали выделяться стипендии. В 1870 г. для выпускников был утвержден нагрудный знак, который могли носить инженеры-технологи и технологи 1‑го разряда.

Первый выпуск из Технологического института как высшего учебного заведения состоялся в 1865 г. К этому моменту фактически завершился переходный период. Из выпускников 1865–1868 гг. можно выделить химиков Э. А. Вроблевского (1848–1892) и Б. Т. Вылежинского (1840–1895), государственного деятеля И. И. Новинского (1847–1917), выдающихся организаторов технического образования И. А. Анопова (1846–1907) и Н. И. Тавилдарова (1846 –1918), оружейника П. А. Афанасьева (1845–1896), организатора производства цветной смальты для Спаса на Крови С. П. Петухова (1842–1912), заместителя директора Николаевской железной дороги А. Ф. Пашковского (1847–1884).

В 1867 г. было принято новое положение о Технологическом институте. Оно ограничило количество получающих стипендии 80 учащимися, еще 50 учащихся могли быть освобождены от платы за учебу. Число вольнослушателей не ограничивалось, но предполагалось, что всего будет 240 посещающих теоретические занятия и 130 посещающих практические занятия.

За десять лет, с 1869 по 1878 г., звания инженер-технолога удостоилось 23 выпускника. Среди выпускников этого периода — выдающиеся химики В. А. Гемилиан (1851–1914), А. А. Курбатов (1851–1903) и А. А. Летний (1848–1883), физик П. В. Котурницкий (1844–1913), экономист С. И. Гулишамбаров (1849–1915), директор Путиловского завода И. И. Ясюкович (1847–1914), главный технолог Обуховского завода А. А. Ржешотарский (1847–1904), первооткрыватель «эффекта Ярковского» И. О.  (1844–1902), конструкторы паровозов А. П. Бородин (1848–1898) и Н. Л. Щукин (1848–1924), первый директор Таганрогского технического училища Н. П. Оловягин (1850–1918), директор Одесской бумажной фабрики Н. П. Мельников (1848–после 1908), главный техник Общества петербургских водопроводов М. И. Алтухов (1851–1925), член технического комитета Главного интендантского управления Ф. Э. Кукель (1847–после 1914), специалист по теоретической механике В. И. Альбицкий (1850–после 1918), астраханский городской голова И. Н. Плотников (1857–после 1917).

Поступил в СПбПТИ, но не закончил его самый популярный русский писатель рубежа XIX и XX столетий В. Г. Короленко.

Все эти преобразования, а также возросший запрос на техническое образование привели к значительному увеличению числа воспитанников и необходимости расширения института, строительству новых корпусов и лабораторий. В 1865/66 учебном году в СПбПТИ обучалось 665 учащихся, из них чуть больше половины на первом курсе. В начале 1870‑х гг. число учащихся стало возрастать, так что на первый курс принимали до 600 желающих. Большинство из них не переходили на второй курс, так как не стремились к высшему образованию, рассчитывая получить в институте лишь навыки черчения и основы технических знаний. Тем не менее, количество бесплатных мест увеличили с 50 до 100. Первый курс был разделен на два класса, которые занимались по одной программе, но параллельно. По мере увеличения числа реальных училищ, дававших среднее техническое образование, прием на первый курс был сокращен. Для этого с 1871 г. были введены вступительные экзамены по математике и физике.

Все эти преобразования, а также возросший запрос на техническое образование привели к значительному увеличению числа воспитанников и необходимости расширения института, строительству новых корпусов и лабораторий. В 1865/66 учебном году в СПбПТИ обучалось 665 учащихся, из них чуть больше половины на первом курсе. В начале 1870‑х гг. число учащихся стало возрастать, так что на первый курс принимали до 600 желающих. Большинство из них не переходили на второй курс, так как не стремились к высшему образованию, рассчитывая получить в институте лишь навыки черчения и основы технических знаний. Тем не менее, количество бесплатных мест увеличили с 50 до 100. Первый курс был разделен на два класса, которые занимались по одной программе, но параллельно. По мере увеличения числа реальных училищ, дававших среднее техническое образование, прием на первый курс был сокращен. Для этого с 1871 г. были введены вступительные экзамены по математике и физике. В связи с увеличением числа обучающихся в 1870‑е гг. были построены механическая лаборатория и капитально перестроены литейная и сборочная. Тогда же была приобретена и установлена новая паровая машина мощностью 25 лошадиных сил. 

После того, как Технологический институт получил статус высшего учебного заведения, учебный план существенно расширился, постепенно возникала необходимость как более глубокого изучения читаемых предметов, так и введения новых, в частности, связанных со строительством и архитектурой промышленных зданий. Многие учащиеся не успевали освоить чрезвычайно перегруженную программу в срок и оставались на второй год, некоторые по два раза. В связи с этим в 1872 г. по предложению учебного комитета был утвержден пятилетний срок обучения в институте и утверждены три новые кафедры. Также было введено преподавание высшей математики на химическом отделении. В 1873 г. число стипендий было увеличено с 80 до 150, а бесплатных мест — со 100 до 300. В 1874 г. число первокурсников было ограничено 250 учащимися. С 1876 г. успешно окончившим пятилетний курс обучения начали присваивать звание инженера-технолога.

Была основана в 1871 г. для подготовки инженеров-технологов широкого профиля в области химической переработки горючих ископаемых, растительного и животного сырья. Организация кафедры была возложена на выпускника института 1868 г. Б. Т. Вылежинского, который являлся ее бессменным руководителем более 20 лет. С историей кафедры связаны имена многих талантливых инженеров-технологов и ученых. Выпускники кафедры последней четверти XIX — начала XX в. внесли весомый вклад в развитие не только химической промышленности, но и нефтедобычи и нефтепереработки, особенно в регионе Каспийского нефтеносного бассейна. Свыше 60 питомцев кафедры в 1912–1917 гг., работали в районах Баку и Грозного, были во главе управления нефтепромышленных предприятий, занимали места членов правлений нефтепромышленных обществ. Например, в «Товариществе братьев Нобель» работали инженеры-технологи: профессор М. М. Тихвинский, И. Г. Гарсоев, С. С. Тагианосов, Е. К. Петров. В Каспийском товариществе — A. A. Паронян, в Московско-Кавказском обществе — Г. Г. Кянджунцев, в Русском нефтяном обществе — С. С. Тагианосов, Г. М. Лиазанова — A. Назаров, Мусса-Нагиева — Ф. Б. Рустамбеков и др. На кафедре проводились научно-исследовательские работы по коксованию каменных углей Донецкого и других бассейнов, улавливанию бензола, толуола и аммиака, получению из аммиака азотной кислоты и др. В Туле с участием П. А. Солодовникова (выпускник кафедры 1907 г.), было проведено большое исследование (1928 г.) по изучению газификации подмосковных углей, послужившее созданию проекта передачи газа Тула-Москва. Сегодня кафедра технологии нефтехимических и углехимических производств проводит подготовку бакалавров и магистров в области химической технологи переработки углеводородного сырья: нефти, газа и угля в ценные продукты для химической индустрии и народного хозяйства. Ее возглавляет доцент, доктор химических наук В. В. Потехин ■

  • Гетерогенно-каталитические процессы в органическом синтезе
  • Каталитические процессы переработки природных энергоносителей
  • Метрология, стандартизация и сертификация
  • Общезаводское хозяйство и организация проектирования заводов
  • Основы проектирования и расчета оборудования технологии органических веществ, природных энергоносителей и углеродных материалов
  • Процессы разделения и очистки органических веществ
  • Теоретические основы химической технологии топлива и углеродных метариалов
  • Теория химико-технологических процессов органического синтеза
  • Термодинамический анализ химических процессов органического синтеза
  • Технология продуктов нефтехимического синтеза
  • Химическая технология топлива и углеродных материалов
  • Химия и технология органических веществ
  • Экология производства продуктов органического синтеза и переработки горючих ископаемых
  • Экспериментальные методы исследования процессов органического синтеза и переработки природных энергоносителей

В 1871 г. по инициативе И. А. Вышнеградского в СПбПТИ возникло «Пентагонное общество» — кружок ученых-специалистов для обмена опытом по актуальным вопросам развития науки. Помимо основателя, в него вошли профессора «Пентагонное общество» сыграло важную роль в развитии прикладной механики. На Всемирную выставку 1873 г. в Вене СПбПТИ представил два больших паровых цилиндра с принадлежностями в разобранном и собранном виде, коллекции образцовых моделей, подшипников, пятников, кронштейнов и подвесок, коллекцию соединительных муфт для валов, параллельно-раздвижные тиски, циркулярную пилу, сверлильный, токарный и универсальный строгальный станки. За совокупность выставленных работ институт удостоился двух наград — медали заслуг и медали прогресса.

С 1877 г. началось издание ежегодника «Известий Технологического института». Сейчас это одно из ведущих отечественных изданий в области химии и химической технологии, выходящий несколько раз в год.

В 1878 г. выпускники института получили право возводить фабричные и заводские здания, а также руководить строительными работами для Министерства путей сообщения.
В 1878 г. был отпразднован 50‑летний юбилей института, причем в качестве точки отсчета была выбрана дата подписания указа, а не открытия института; при этом 25‑летний юбилей праздновался в 1856 г. С этого времени датой основания Технологического института принято считать 1828 год.

Среди выпускников СПбПТИ 1879–1896 гг. были выдающиеся химики Л. Г. Богаевский (1858–1911), В. Н. Джонс (1865–1931) и А. А. Яковкин (1860–1936), первый лауреат премии и золотой медали имени Л. Э. Нобеля А. И. Степанов (1866–1937), будущие директора «Техноложки» А. А. Воронов (1861–1938 и Д. С. Зернов (1860–1922), основоположник динамики живых организмов Я. И. Грдина (1871–1931), специалист по двигателям внутреннего сгорания и директор Электротехнического института Н. А. Быков (1862–1939), один из крупнейших российских энергетиков Р. Э. Классон (1868–1926), паровозостроители П. М. Мухачёв (1861–1935) и Б. С. Малаховский (1867–1934), специалист в сфере текстильного производства Н. П. Ланговой (1860–1920), депутаты Государственной думы А. С. Ломшаков (1870–1960) и В. В. Милютин (1873–после 1934), последний министр путей сообщения Российской империи Эдуард Брониславович Кригер-Войновский (1864–1933), специалист по паровым турбинам А. А. Радциг (1869–1941), выдающийся гидролог Е. О. Оппоков (1869–1937), еврейские общественные деятели Г. Э. Вейнштейн (1860–1929) и В. И. Тёмкин (1861–1927), специалист по фабричному законодательству А. Н. Быков (1860–1919), управляющий отделом промышленности в Министерстве торговли В. П. Литвинов-Фалинский (1868–1929), специалист по железнодорожному делу П. С. Селезнёв (1864–1925), успешные предприниматели Р. Д. Новинский (1862–после 1906) и И. Н. Яловиков (1862– после 1913), специалист по страхованию и борьбе с огнем Г. С. Эйсмонт (1861–1908), экономист и основатель Института научного менеджмента в Польше К. К. Адамецкий (1866–1933), композитор А. Г. Шапошников (1887–1967), первый официальный представитель Советской России в США Л. К. Мартенс (1874–1948). 

С 1887 г. учащиеся института официально стали именоваться студентами.
Выпускники Технологического института становились сотрудниками таких учебных заведений, как Московское высшее техническое училище, Высшее женское техническое училище в Петербурге, Московский химико-технологический институт, Харьковский и Томский технологические институты, Донской, Киевский и Петербургский политехнические институты.
Несмотря на то, что в России существовала высокая потребность в специалистах-технологах (о чем свидетельствует и открытие в 1885 г. Технологического института в Харькове), положение 1887 г. предусматривало сокращение числа принимаемых на первых курс. Это было связано в том числе с боязнью политических выступлений и студенческих волнений. Но уже через несколько лет институт вновь увеличил набор студентов.

Технологический институт, при основании ориентированный в первую очередь на учащихся низших сословий, стал одним из очагов студенческих политических объединений. Первые студенческие волнения затронули институт в 1860‑х гг., но они касались по большей части ученых вопросов и внутреннего распорядка института. Однако к 1870‑м гг. студенческие кружки и сходки начали носить политический характер.
В 1874 г. руководство пыталось временно закрыть институт для «успокоения студенчества», чем спровоцировало протестные выступления нескольких сотен студентов-технологов. Несколько демонстрантов были арестованы. Многие члены организации «Народная воля» были выходцами из СПбПТИ. Поскольку институт имел право заказывать и издавать литературу, минуя цензуру, в институтской библиотеке хранились нелегальные издания, в том числе посвященные политике и обществознанию.

Студенты-технологи, чье обучение было тесно связано с производством, стремились нести свои политические взгляды рабочим, устраивая для этого просветительские кружки на заводах. Одно из наиболее знаменитых студенческих объединений конца 1880 — начала 1890‑х гг. — кружок студента Технологического института М. И. Бруснева. С 1889 г. члены группы, студенты разных вузов, вели агитационно-просветительские кружки среди рабочих, в частности, ткацких фабрик на берегу Обводного канала. Видную роль в организации таких кружков играл и Л. Б. Красин, также являвшийся студентом-технологом. Кружок Бруснева прекратил свое существование в 1892 г., его участники были арестованы, отчислены из института и высланы из Санкт-Петербурга.

Несмотря на политическую активность студентов и ответные репрессии со стороны властей, «Техноложка» оставалась оплотом свободомыслия. Студенты в ходе учебного процесса продложали проходить практику на фабриках и заводах и, соответственно, имели возможность общаться с рабочими. 
Реакционная политика в России в конце XIX в. привела, в частности, к усилению цензуры. Но для СПбПТИ приоритетом оставалось качество учебного процесса, для которого требовалось постоянное пополнение библиотеки института новинками отечественной и иностранной технической литературы. Технологический институт имел право выпускать издания без прохождения цензуры, также бесцензурно выписывать из‑за границы любые издания и рукописи. Кроме того, СПбПТИ мог беспошлинно заказывать из‑за границы любые пособия и оборудование.

Одна из старейших химико-технологических кафедр технических вузов России была основана в 1884 г. Она является прямой наследницей красильной и колористической мастерских, образованных в составе Технологического института через 6 лет после его основания и действовавших под наблюдением профессора химии. Кафедра несколько раз переименовывалась. Многие ее достижения связаны с именем выдающегося ученого, действительного члена Академии наук СССР А. Е. Порай-Кошица, который руководил кафедрой с 1911 до 1949 г. Встававшие перед кафедрой красителей Технологического института в течение ее долгой истории задачи успешно решались поколениями преподавателей, научных сотрудников и аспирантов под руководством крупных ученых, составлявших ее костяк. Колористическая школа кафедры красителей добилась значительных успехов в изучении свойств синтетических красителей и развитии физической химии крашения. Успешно развивались исследования в области светостойкости красителей. Были разработаны рецептуры для крашения различных субстратов, оригинальные методы светостойкого колорирования природного янтаря для «Янтарной комнаты» в Екатерининском дворце г. Пушкина. За долгую историю на кафедре подготовлены тысячи инженеров-технологов, сотни кандидатов и десятки докторов наук. Выпускники кафедры красителей, получающие фундаментальную подготовку и обладающие широкой химической эрудицией, оказывали и оказывают значительное влияние на развитие промышленности тонкого органического синтеза, химической науки и химического образования в России. Они работают преподавателями вузов, научными сотрудниками научно-исследовательских организаций, технологами, главными специалистами и руководителями предприятий анилинокрасочной, химико-фармацевтической и других отраслей химической промышленности. Ряд выпускников кафедры добились успехов в собственном бизнесе. Сегодня кафедрой заведует доктор химических наук, профессор С. М. Рамш ■

  • Введение в фотохимию
  • Дополнительные главы химии тонкого органического синтеза
  • Методы анализа органических соединений
  • Основы проектирования и оборудования предприятий органического синтеза
  • Основы химической информатики
  • Прикладная органическая химия
  • Применение продуктов тонкого органического синтеза
  • Современные материалы и устройства на основе органических красителей и фототропных соединений
  • Современные методы и физико-химические основы калорирования материалов
  • Современные методы ЯМР спектроскопии органических соединений
  • Современные проблемы химии и химические технологии
  • Строение и реакционная способность гетероароматических соединений
  • Теория химико-технологических процессов тонкого органического синтеза
  • Химия и технология органических красителей
  • Химия и технология тонкого органического синтеза

Руководство института стремилось следить за развитием технического образования и промышленности за рубежом. В 1893 г. сотрудники института были командированы для участия во Всемирной Колумбовой выставке в Чикаго; наблюдения над американской системой образования были использованы для дальнейшего развития института.

В 1888 г. учебный комитет института, воспользовавшись правом возводить в звание почетного инженера-технолога, присудил его владельцу текстильной мануфактуры А. И. Баранову, владельцу чугунно-литейного и механического завода Ф. К. Сан-Галли, владельцу текстильной фабрики и химического завода К. Я. Палю, директору Балтийского судостроительного завода М. И. Кази и выпускнику Технологического института технологу Н. Н. Новокрещенных. Позже звание почетного инженера-технолога было присвоено бывшему министру финансов С. Ю. Витте, министру путей сообщения М. И. Хилкову и управляющему Кулебакским заводом британскому подданному К. Рейнеру.

Профессора и выпускники СПбПТИ активно сотрудничали с техническими периодическими изданиями, не только публикуя свои исследования, но и становясь их редакторвами, основывая новые журналы. А. П. Бородин (1848–1898) был главным редактором жунала «Инженер», П. В. Котурницкий (1844–1913) — редактором «Вестника общества технологов», Н. П. Мельников (1848 — после 1908) — редактор журнала «Технические иллюстрации», Г. Н. Шведер (Герстфельд) (1870–1942), был секретарем редакции журнала «Электричество».

В 1896 г. институт был переименован в «Технологический институт императора Николая I». В связи с этим для выпускников института был учрежден специальный нагрудный знак. Переименование было приурочено к 100‑летию со дня рождения императора, издавшего указ об основании института. 
Но фактически смена названия, из которого исчезло определение «практический», отразило суть изменений, произошедших в учебном заведении с момента основания. Из технического училища институт превратился в полноценное высшее учебное заведение, дающее научное образование высокого уровня.