РУБРИКИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ I
В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

В первые же дни войны в разных учебных заведениях возникают предложения о создании лазаретов.

К одному из предложений присоединились студенты и преподаватели Технологического института. Это было постановление Совета С.-Петербургского Женского Медицинского Института об отправке на театр военных действий отряда с лазаретом на 50 кроватей имени С.-Петербургских Высших Учебных Заведений. В обращении к институтской общественности говорилось: «участие служащих Института в означенных пожертвованиях является вполне добровольным, и размер пожертвования может быть по желанию уменьшен или увеличен» (ЦГИА, ф. 492, д. 12573., л.1). Было решено принимать отчисления от 2 до 3 % от зарплат преподавателей и служащих. Всего на оборудование лазарета требовалось около 17-18 тысяч руб. и ещё ежемесячно на содержание - около 4 тысяч руб. Более 11 тысяч были собраны в Женском Медицинском Институте путем подписки, такую же подписку организовали и в других Высших учебных заведениях, привлекая как учащихся, так и «сочувствующих организации лазарета лиц». От вузов были избраны представители для организации районных Комитетов и Комиссий. В нашем институте председателем Комиссии был избран помощник директора института профессор Н.А. Гезехус, а ему в помощь – преподаватель А.С. Ломшаков и сверхштатный лаборант инженер-технолог А.П. Трифонов.

Кроме этого было принято решение открыть лазарет и в стенах самого института.

Студенты ТИ на своей сходке от 16 сентября 1914 года постановили:

  1. Принять участие в организации Лазарета; утвердить предположенные Комиссиями Взаимопомощи и Столовой отчисления на Лазарет:
    • из прибылей Столовой за прошлый год — 2000 р.
    • чистой прибыли Общества Взаимопомощи за прошлый год — 800 р.
    • 30 — 50 % прибыли Столовой за текущий месяц
    • чистой прибыли лавочек Общества Взаимопомощи за текущие месяцы, исчисленной согласно смете 1914/15 г.
  2. Также ввести смешанное самообложение минимум в 1 р. 50 к. с каждого студента в месяц.
  3. Образовать Комитет из 7-и лиц из делегатов Комиссий - Столовой, Взаимопомощи и Библиотечной и 4-х лиц, избранных обычным порядком.

Комитет собирал средства и выдавал их на нужды лазарета. С Весны 1915 г. в виду тяжелого времени, переживаемого комиссиями Столовой и Взаимопомощи, с них деньги перестали поступать.
С октября 1915 г. состав Коми­тета увеличился до 17 человек.

Для помещения Лазарета институтом было предоста­влено вновь отстроенное здание, предназначавшееся для лабораторий (ныне корпус № 5).

Размеры этого помещения и собранные суммы дали возможность оборудовать 140 коек, операционную и рентгеновский кабинет, приборы для которого были взяты из институтских лабораторий.

28-го сентября 1914 года состоялось открытие и освящение Лазарета, а 2 октября 1914 г. прибыла первая партия раненых. Всего же через Лазарет прошло 1020 раненых.



Общее руководство жизнью Лазарета принадлежало "Комитету по Заведыванию Лазаретом Т.И." в состав которого входили: представитель Всероссийского Союза Городов, представители профессоров, преподавателей и служащих Института и Студенческий Лазаретный Комитет.

Представителем Союза Городов являлся попечитель Лазарета - профессор ТИ А.А. Воронов.

В Студенческом Лазаретном Комитете были отделы: хозяйственный, счетный, материальной помощи раненым, учебно-просветительный и справочный.

Студенческий Лазаретный Комитет установил суточные дежурства по текущей работе.

Раненые направлялись из Обуховской больницы, она же предоставляла весь медицинский персонал. Он состоял из 3 врачей, 6 штатных и 4 нештатных сестер и 1 нештатного зубного врача. В рентгеновском кабинете работал студент-технолог.


По конторе и хозяйству служили фельдшер, бухгалтер и кастелянша. Низший служебный персонал (сиделки, санитары, рассыльный) был из 29 человек.

Питание раненых производилось Студенческой Столовой по заготовительной цене.

Для обучения раненых ремесленному труду была устроена при Лазарете мастерская, где под руководством инструктора раненые обучались плетению корзин, матов, сетей, гамаков и проч. В дальнейшем она была передана Всероссийскому Союзу Городов т.к. не хватило средств для ее поддержания и не было рынка для сбыта изделий.

Уходящим раненым выдавалась материальная помощь в виде денежных пособий, кисетов с предметами первой необходимости, белья.

Раненым, находящимся в Лазарете, выдавались папиросы и добавочный сахар для некурящих.

Учебно-просвётительный отдел с самого начала жи­зни Лазарета организовал обучение раненых грамоте и счету.

Школу обслуживали сначала сестры-волонтерки и сту­денты института, в апреле 1915 г. были приглашены городские учительницы (от Всероссийского Союза Городов). Прошло через школу свыше 300 человек; из них многие в Лазарете научились читать и писать.


Кроме того, Отделом при содействии Библиотеки Студентов-технологов, Общества распространена религиозно-нравственного просвещения и частных лиц, выпи­сывались газеты и журналы и была устроена библиотека для раненых, имеющая до 1000 названий.

В течение зимних месяцев по воскресным дням устраивались концерты, спектакли, литературный чтения с проекционным фонарем; был прочитан цикл лекций по сельскому хозяйству, естествознанию, пчеловодству. При прогулках осматривались достопримечательности Петро­града, посещались музеи, выставки, театры и кинематографы.

За год из 22.239 р. 97 коп., поступивших в Лазарет, 19.336 р. 54 коп. перечислили на содержание лаза­рета, 2903.43 были истрачены главным образом на материальную помощь раненым.

Эту сумму нельзя считать достаточной. Из неё произво­дилась выдача уходящим раненым, не имевшим никаких средств по 2 рубля каждому, покупка белья, кисетов и проч.

Посильную помощь Лазарету оказывал и Дамский Комитет, состоящий из жен преподавателей и служащих института. Они покупали материал, кроили и шили простыни, тюфяки и др. предметы оборудования.

Петроградский Городской Комитет Всероссийского Союза Городов обратился в институт с просьбой предоставить для устройства ещё одного лазарета в здании института на 100 кроватей. Хозяйственный комитет «пришел к заключению, что можно предоставить под лазарет часть рисовального класса 2-го этажа и чертёжных 3-го этажа…Студенты, работающие в указанных помещениях, могут получить места в соседних чертежных, причем, конечно, придется им потесниться...» (ЦГИА, ф. 492, д. 12573, л.17).


Студенчество не только организовывало подписку в пользу лазарета, кормило раненых, отпуская пищу из студенческой столовой, шло в санитары для оказания помощи раненым. Кроме того в химической лаборатории студенты изготовляли врачебные и дезинфекционные препараты для нужд лазарета ТИ. Старшекурсники вырабатывали методы синтетического получения органических лекарственных веществ: сальварсана, фенацетина, веронала, салициловой кислоты. Из Соловецкого монастыря были доставлены добываемые в Белом море водоросли для определения в них количества йода и изучения методов его выделения. В феврале 1915 г. генерал-адъютант князь Васильчиков осматривал лазарет Технологического Института для передачи раненым медалей и, узнав о том участии, которое принимают студенты Института в оборудовании и содержании лазарета, благодарил за это членов студенческой лазаретной комиссии и заявил, что он доведет об этом до сведения Государя Императора.

Еще одним очень важным делом занимались студенты нашего института и других вузов, создав базу для выпуска нужных изделий для фронта. Вот как об этом писал один из организаторов и руководителей, Константин Иосифович Курбатов: "Как только началась Вторая Отечественная война обнаружился большой недостаток механических средств в России и потребность в механических мастерских для тех добровольческих дружин, которые желали принести пользу родине своими знаниями и трудами, но, не имея места, где бы они могли работать и не имели необходимых инструментов и станков.

В то каникулярное время (1914) ко мне обратилась группа студентов различных учебных заведений, с просьбой разрешить им ремонтировать в мастерских ТИ мотоциклетки для армии, т.к. в них была огромная в армии нужда.

Получив разрешение от г. Директора ТИ открыть мастерские института для этой работы и допустить туда желающих работать, я предоставил в распоряжение этих вольных дружин станки, инструменты и помогал им насколько мог в этой работе, а когда ....был построен во дворе института для ремонта военных автомобилей гараж, то в мастерских института стали ремонтировать и военные автомобили, причем в кузнеце отковывались, а в литейной отливались некоторые новые части для автомобилей, а затем обрабатывались на станках." (ЦГИА, ф. 492, Оп.2. Д. 9923. л. 2)


Заведовал ремонтом военных авто инженер Путей сообщения Материкин. Всего было отремонтировано около 400 мотоциклеток и авто на сумму ок. 200000 руб., бесплатно вольными дружинами. Оценил это начальник Автошколы генерал Секретев, который передал впоследствии объединенным мастерским бесплатно два мотора грузовика.

Обращались студенты в Главное артиллерийское управление и Адмиралтейство о предоставлении работ в мастерских. Обуховский завод предложил вытачивать корпуса для 3 шрапнели. До 250 штук в день производили студенты в мастерских ТИ.

Технологи, которые были на фронте, также направляли заказы в мастерские: санитарные носилки, кольцевые штампы для управления инспекторского войска, части инженерного имущества.


"В апреле 1915 года мастерские ТИ посетил Заведующий отделением заказов Главного артиллерийского управления генерал-майор Орлов и генерал Розенберг, они осмотрели мастерские и предложили объединить мастерские всех Петроградских высших учебных заведений, пообещав снабжать их заказами... большинство вузов с готовностью откликнулись на эту идею, а открытая запись среди студентов дала в течение трех дней 350 студентов, желавших принять участие личным трудом в работах Объединенных мастерских." (ЦГИА, ф. 492. Оп.2. Д. 9923. л. 3.)

В их состав вошли: мастерские ТИ, инженеров путей сообщения, гражданских инженеров, горного института и училища дальнего плавания судовых механиков.

В отделе редкой книги Ф.Б. института хранится замечательная книга: Отчет…..«Объединенные мастерские высших учебных заведений».

На плане видно, что мастерские объединили в корпусе, который мы сейчас называем Крест и ближайшие помещения, а также были построены временные здания фахверкового типа, в которых разместили новые военные отделы.

В августе 1915 года была построена литейная для алюминия, затем древообделочная для изготовления ящиков для упаковки военных изделий, потом хлорная мастерская и, наконец, сделали пристройку к чугунолитейной для отливки ручных бомб.




"За полтора года работы Объединенные мастерские превратились в завод, в котором работало около 1200 студентов, мастеровых и курсисток и около 50 человек администрации: инженеры, студенты, техники и др. служащие." (ЦГИА, ф. 492, Оп.2. Д. 9923. л. 2.)
Выполнили заказов к 1916 г. на сумму ок. 1800000 руб.

А вот как описал работу одной из лабораторий института адъюнкт-профессор А.Е. Порай-Кошиц: "...с самого начала войны во вверенной мне Красильной лаборатории велись работы, направленные к удовлетворению нужд армии, в частности, потребности в красящих веществах защитного цвета.

Результатом работы, производившейся лаборантом С.М. Кросновским при моем участии было получение сернистого красителя цвета "хаки" для крашения хлопка и льна, который в настоящее время фабрикуется С.М. Кросновским на собственном заводе в количестве до 8000 пуд. в месяц и почти полностью покрывает потребность хлопчатобумажных и льняных красилен, работающих на армию.

В последнее время мною выработан способ крашения этим же красителем шерсти, чем, по всей вероятности, будет устранена заметная в последние месяцы нужда в шерстяных красителях защитного цвета.

Далее двумя студентами под руководством моим и С.М. Кросновского выработан способ кубового крашения шерсти, позволяющий обходиться без исчезнувшего с рынка гидросульфита.

Со временем организации Химического Отдела Центрального Военно-Промышленного Комитета мною, совместно с К.И. Смоленским, взята на себя разработка проекта завода для получения из нефти толуола и других бензальных углеводородов, необходимых для взрывчатых веществ. Кроме составления проекта нами ведутся опыты в большом масштабе на заводе "Блаугаз" в Петрограде. Этому делу мы с К.И. Смоленским посвящаем в настоящий момент все свое время.

Если бы, по окончании этой работы, наметилась какая-либо новая возможность помочь делу снабжения и снаряжения армии работой моей лично и всего персонала вверенной мне лаборатории, то все мы с полной готовностью пойдем навстречу новым запросам и приложим все старания для наилучшего выполнения этой задачи. 23 июня 1915 г." (Ф.492.Оп.2. Д. 14710. л. 134)

Кроме того институт подготовил различные программы для подготовки специалистов, нужных в военное время. Работали следующие краткосрочные курсы: инструкторов для подготовки военных шоферов; для подготовки техников по гидротехнической части; химиков-инструкторов по газовому делу; военно-строительных десятников; для подготовки инструкторов по термической обработке снарядов стали и школы-мастерской свинцово-паяльного дела.

Курсы инструкторов для подготовки военных шоферов были открыты 1 января 1916 г. и рассчитаны на 1,5 месяца, набирались из студентов средних курсов и тех, кто знает автодело. В институте были помещения, гараж и учебный персонал для того, чтобы подготовить две группы по 100 человек каждая. Оплата расходов поступала из средств Военного ведомства. Был составлен план организации курсов, темы обучения и смета: на подготовку одного шофера было необходимо 125 рублей.

Школой-мастерской свинцово-паяльного дела, автогенной сварки и металлизации по способу Шоопа руководил профессор Г.Ф. Депп, заведующим назначили А.Н. Агте, мастером автогенной сварки - студента «Политеха» Виктора Кранинского. Была набрана группа в 30 человек, обучающаяся в две смены по 1,5 месяца. Им предоставляли отсрочки по призыву. Эти специалисты были необходимы для пайки свинцовых камер на оборонном серно-кислотном заводе на Урале и на Тентелевском химическом заводе. Всего 40 мастеров было выпущено из этой школы.

Также институт предоставлял помещения для проведения занятий и курсов: военно-строительных; младших техников и старших десятников Военно-строительного отдела; химиков-инструкторов по газовому делу при Комитете Военно-технической помощи; химиков-инструкторов по газовой борьбе; машинистов для Общества Заводчиков и Фабрикантов; для железнодорожных десятников; по холодильному делу.

Источники:

  1. ЦГИА. Ф.492.Оп.2.Д.12537. Дело 24а об открытии лазарета при Ин-те.(12.8.14-13.06.19). 105 л.
  2. ЦГИА. Ф.492.Оп.2.Д. 2538. Дело 24. Об открытии лазарета при институте для раненых в войне с Германией и разная переписка, связанная с военными событиями. ч.2. 1914 г. (1.9. 1915-7.4.1916). 211 л.
  3. ЦГИА. Ф.492.Оп.2.Д.12539. Дело 24а. Об открытии лазарета при институте для раненых в войне с Германией и разная переписка, связанная с военными событиями. ч.3. (24.6. 1914-28.9.1914). 176 л.
  4. ЦГИА. Ф.492. п. 2.Д.14710. Архив Комитета Объед. Маст. Петрог. Высших Учебн. Завед. 1915 г. 301 л.
  5. ЦГИА. Ф.492.Оп.2.Д.9923. Дело № 45 об избрании на должность помощника механика механических мастерских инженер-технолога К.И. Курбатова. Тут же об определении на государственную службу. (9.6.1908-1915). 68 л.
  6. Обзор деятельности и отчет Объединенных мастерских Петроградских Высш. Учебн. Заведений на 1915 г. (Апрель-декабрь). – Пг., 1916 г. – 117 с., илл.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ В ГОДЫ
ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 гг.

В первые же дни войны многие сотрудники, преподаватели, студенты Технологического института по призыву и добровольцами ушли на фронт. По распоряжению правительства часть института в середине июля была эвакуирована в Казань с таким расчетом, чтобы учебная, научная и производственная деятельность была налажена в обоих филиалах: и при Казанском Химико-технологическом институте и продолжалась в Ленинграде.

В КХТИ под руководством профессора ЛХТИ А. Е. Переверзева велась большая учебная, научная и производственная работа.

Академик А. Е. Порай-Кошиц развивал химию и технологию органических красителей и промежуточных продуктов; член-корреспондент АН СССР профессор С. Н. Ушаков разрабатывал проблемы синтеза и производства новых пластических масс; профессор К. Ф. Павлов и сотрудники кафедры процессов и аппаратов участвовали в перестройке многих предприятий Татарской АССР по новым технологиям; профессор Л. И. Багал разработал технологию получения тринитробензола – взрывчатого вещества большей мощности, чем тротил. Созданные мастерские разрабатывали и осваивали технологии и производство важнейших изделий для фронта и тыла: сахарина, зубного цемента, светокопировальной бумаги, кремней, приборов для химической разведки, взрывчатых веществ.

Студенты активно учились, работали и выполняли многочисленные сложные задания по заготовке дров, сбору урожая, шефство в госпиталях, разгрузка эшелонов и барж, строительство оборонительных сооружений.

Ученые института за самоотверженный труд были награждены орденами и медалями, удостоены Государственными премиями, почетными званиями: Д. С. Аванесов, С. С. Алифанов, Л. И. Багал, Г. М. Белоцерковский, С. Н. Данилов, А. Н. Державец, А. Я. Дринберг, В. Ф. Журавлев, Н. Н. Качалов, В. Я. Курбатов, А. Е. Переверзев, А. Е. Порай-Кошиц, Л. Г. Рукин, В. А. Симонов, С. Н. Ушаков.

На Чапаевском химическом заводе всю войну работали студенты института, которые в мае 1941 года приехали сюда на практику: М. Андреенков, Е. Балакирев, В. Беляев, З. Борщевский, Г. Ершов, Г. Камарьян, Б. Кучков, Н. Морочко, Е. Сиволодский, З. Смолян, К. Титов, М. Цыпин. Они выпускали иприт, люизит и другие ОВ.

В июне-июле 1941 года, когда немцы усиленно подавляли авиазинитную оборону Ленинграда, Военный Совет поручает институту организовать ремонт прожекторных и звуковых станций. За пять дней была создана ремонтная мастерская.

В самом Технологическом институте по приказу ректора готовились начать учебный год в августе и налаживали работу мастерских для нужд фронта.

В июле-августе по специальному решению бюро ГКВКПб в институте организовали мастерскую по снаряжению противогазов.

В связи с развитием массового партизанского движения в стране в первые же месяцы войны, институт выполнил задание по разработке конструкции и организации производства специальных зажигательных изделий для партизан. Ими снабжались отряды до полного освобождения Ленобласти.

Для массовых подрывных работ, также в партизанских отрядах, требовались, так называемые, тлеющие спички. Рецепт их изготовления был известен, но не было нужных материалов. Ученые института поменяли рецептуру и наладили производство таких спичек.

Осенью 1941 года от командования Ленфронта поступил срочный заказ на угольные мембраны для телефонных препаратов, которые доставлялись в осажденный город на самолетах. Из-за отсутствия мембран нарушается связь и управление войсками. Профессор М.С. Максименко, доцент В.Н. Крылов и научный сотрудник И.В. Домброво, используя местное сырье, испытали множество рецептур, и нашли необходимый состав и технологию изготовления. Институт стал поставщиком мембран и угольного порошка для телефонной связи. Войска фронта и учреждения города получили устойчивую связь.

В январе 1942 года в институт прибыли представители командования Балтийского флота и Ленфронта. Была поставлена задача: изготовить дымовые шашки и запалы к ним. Из-за отсутствия сырья завод «Красный химик» не может изготавливать продукты необходимые для производства дымовых средств. На базе кафедры № 43 была организована мастерская под руководством А.Г. Прокофьева. От оболочки до запала – всё создавали вновь и всё из материалов, имеющихся в осажденном Ленинграде. Прошли первые испытания и специалисты делают заключение, что шашка, изготовленная в ЛХТИ, ничем не уступает штатной и предлагают немедленно развернуть ее изготовление. Фронт получил шашки, а также дымовые гранаты и в течение всей войны еще более 20 других пиротехнические изделий.

Доцент А. И. Татусянц внедрил в производство заливку снарядов суррогатной взрывчаткой, что сберегло сотни тонн остродефицитных материалов.

Под руководством доцента В. С. Козлова в мастерских занимались снаряжением ручных гранат, противопехотных мин и мин к минометам. Ежемесячно мастерские давали фронту до 125 тысяч противотанковых гранат.

В марте 1942 г. состоялась вторая эвакуация института, и 12 марта прекратились учебные занятия. Работать осталось около 200 человек, в том числе только 19 мужчин. Начальником производственных мастерских был назначен К.Б. Хесс. Запросы фронта и города изменились, необходимо было менять и производство.

В это время было обращено внимание на то, что стали катастрофически выходить из строя оболочки аэростатов заграждения. Надо было спасти это средство защиты города. П.Г. Романков обследовал аэростаты в различных районах города, производство водорода на заводе и установил химическую причину разъединения оболочек. По его рекомендации изменили условия и технологию производства водорода, и аэростаты заграждения вновь уверенно защищали город. Другой важной работой П.Г. Романкова стала разработка совместно с В.А. Григором газоанализатора - прибора для автоматической сигнализации в случае появления в воздухе отравляющих веществ и новая технология получения газовой смеси необходимой для калибровки автоматических газоанализаторов самолетов и кораблей, разработанная совместно с Л.Н. Давиденковой. По этому методу подготовили 40 тысяч литров смеси.

С помощью ученых института было освоено производство 80 наименований крайне необходимых городу-фронту медицинских препаратов на разных предприятиях. В лабораториях ЛХТИ изготовляли: на аналитической химии сотрудники С. П. Шайкинд и А. А. Добина организовали производство наркозного эфира. Сначала из медицинского, затем из технического; в фармацевтической мастерской доцент П. Г. Романков, Е. Д. Волкова и Е. Я. Кулиненкова наладили производство амидохлорной ртути (для борьбы с сыпным тифом), азида натрия, стифниновой кислоты (инициирующие вещества), стрептоцида, сульфосалициловой кислоты и других препаратов, необходимых для госпиталей Ленинграда; в лаборатории электрохимии доцент В. А. Григор разработал технологию производства порошкообразного железа, необходимого для препаратов против дистрофии, которые спасли многие детские жизни во время блокады.

Большой вклад в решение проблемы по процессу извлечения питательных веществ из сои внесли доцент П. Г. Романков, В. Г. Баранова и Е. Я. Кулиненкова. Они разработали технологию получения соевого молока: из килограмма соевых бобов получали 7 литров соевого молока, 1,5 кг шрота из которого приготовляли сырники, котлеты и даже пирожные.

Сотрудники института помогали консультациями различным предприятиям города, в том числе перейти с производства мирной продукции на военную.

«Наряду с экспериментальной, учебной и производственной работой институт обслуживал научно-технической помощью военные заводы, армейские органы, изобретателей и рационализаторов, оказывал помощь городским организациям в укреплении местной противовоздушной и противохимической защиты района и города, а также и во всех других мероприятиях, связанных с обороной Ленинграда. В Институте были созданы: бюро научно-технической консультации, лаборатория по анализу трофейных боеприпасов, центральная лаборатория Штаба МПВО города, лаборатория по анализу топлива, (…) городская лаборатория химзащиты, где в течение трех месяцев подготовили 300 человек химиков-аналитиков по ОВ» - из доклада ректора Г. А. Малярова в после военные годы.

Профессор А.Н. Агте организовал производство индикаторов для санитарно-химических лабораторий.

А.К. Сильницкий разработал технологию использования низкокалорийного и торфяного топлива в котельных установках многих заводов и фабрик.

Для того чтобы в мастерских можно было работать и выполнять планы и нормы поставок на фронт, постоянно работала унитарная команда под руководством Л.Д.Львовой. Даже во время обстрела они налаживали систему обеспечения мастерских водой, топливом, светом.

Работа мастерских и отдельных сотрудников была высоко оценена правительством: К. Б. Хесс награжден двумя орденами Красной Звезды, В. В. Албенский - орденом Знак Почета, медалями «За боевые заслуги» отмечен труд: мастера А. Г. Прокофьева, работниц Т. Р. Алифановой и А. И. Федоровой; «За трудовое отличие» - В. А. Гришечкина, В. С. Козлова; Почетными грамотами Ленгорисполкома удостоены Е. К. Голубева, А. Р. Грунтэ, И. В. Домброво, А. И. Журина, Ф. И. Микерина, В. Г. Смыслов. Многие были отмечены медалью «За оборону Ленинграда». Посмертно орденом Трудового Красного Знамени наградили профессора М. С. Максименко и начальника мастерских А. Ф. Донаусова.

Сотрудники Технологического института под руководством Л.И. Веллера смогли провести качественную подготовку к возобновлениям учебных занятий с 1 октября 1943 года.

Принимали студентов только на специальный факультет и набрали около 100 студентов. Занимались они в восстановленной Большой химической аудитории и в нескольких аудиториях главного корпуса. Занятия продолжались даже во время налетов и артобстрелов. Только, когда направление ударов было в квадрате, где находился институт, тогда спускались в бомбоубежище. После дневных занятий студенты осваивали новые профессии: маляров, столяров, сантехников, восстанавливая родной институт. За время блокады на институт было сброшено около 2000 зажигательных бомб, 60 артиллерийских снарядов и авиационных бомб. Жертвы были единичными, разрушений не так много - в этом большая заслуга команд МПВО института.

В полном объеме занятия возобновились после реэвакуации института из Казани в 1944 году. Мастерские перешли работать на нужды института после Победы, уже в июле 1945 года.

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
ИНЖЕНЕРНОГО ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ЛХТИ
ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 ГОДОВ
В ВОСПОМИНАНИЯХ СОТРУДНИКОВ СПЕЦФАКУЛЬТЕТА

БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА




ВКЛАД В ПОБЕДУ




34.52 MB [ 29 ноября 2023 года ]

ВОСПОМИНАНИЯ О БЛОКАДЕ СОТРУДНИКОВ ЛХТИ им. Ленсовета




ВОСПОМИНАНИЯ СОТРУДНИКОВ ЛТИ им. Ленсовета о ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945 гг.