14 писем с фронта. Послесловие

30 января 2022 года

В 1942 году Людмила Прохоренко получила ещё три письма с Ленинградского фронта, их написал однополчанин Марка Гейликмана. В первом Михаил Вашкевич сообщал о его гибели:
«В ночь на 28 января при выполнении ответственного боевого задания по разведке Марк погиб смертью героя. Командованием роты он представлен к правительственной награде. Хотя мне с ним пришлось быть вместе всего 3,5 месяца, но облик Марка останется в моей памяти на всю жизнь. И, Вы, т. Прохоренко, храните память о нём, как святыню – Марк вполне заслуживает этого». 

Людмила не сразу поверила в смерть друга, сделала официальный запрос, а в феврале ей снова написал Вашкевич: 
«Вы просили написать о последних днях Марка. Много в письме не напишешь, да и нет времени. Сообщу хотя бы основное: в последние дни Марк получил от Технологического института запрос о его возвращении на учебу. Эта бумажка ушла в Штаб Армии, откуда должны были дать ответ на запрос института. Марк мечтал продолжать учёбу, ведь, ему оставалось совсем немного, но на учебу его не отпустили. Ответили, что сейчас надо воевать, а учиться будете после. По существу, конечно, правильно и Марк встретил отказ в учёбе, как неизбежное. Много времени он уделял выпуску нашего окопного журнала «Разведчик», где своим круглым почерком писал тексты статей, заметок, стихов. Работал в Комсомольской организации роты. Много забот было у Марка о его сестренке, которая живет в Чебоксарах. Ей он посылал деньги, различные справки.
В разведку ходил он очень часто, группа, в которой он был, считалась самой активной. Часто ходили на лыжах - Марк был неплохим лыжником. Многие товарищи по институту писали ему и, если у Вас есть такая возможность, известите их о геройской смерти Марка.
Мечтал Марк много, но до окончания войны эти мечты осуществить не предоставлялось возможным. Основное, о чем он думал, это - учёба, встреча с друзьями по институту, кстати - он ходил туда один раз, дипломная работа практика-пороховика. Всему этому не суждено осуществиться.
В памяти бойцов и командиров всей роты Марк остается образцом героизма, отваги, беззаветной преданности Родине. В последнее время Марк был принят в кандидаты ВКП(б). В памяти друзей образ Марка останется навсегда. Он был хорошим человеком и прекрасным товарищем. И хотя я старше его намного - мы с ним были друзьями, я любил его пылкий юношеский темперамент, его правдивость, уважал его за знания и дружеское ровное отношение к людям.
Ещё раз напоминаю о Вашем обещании - память о Марке хранить, как святыню! Расскажите о нем, как о герое, всем его друзьям и товарищам по институту».

А чуть позже Людмила получила последнее письмо от Михаила Вашкевича:
"
Посылаю Вам свои стихи, посвященные памяти Марка и Вашим чувствам к нему. Это стихотворение входит в целый цикл стихов на тему «фронтовые письма», которые, по договоренности со мной, печатает одна из наших фронтовых газет. Мотивом к написанию этих стихов послужили слова песни, случайно прочитанные мной в одном из Ваших писем к Марку". Михаил Вашкевич погиб через год – 28 марта 1943, а стихотворение, посвящённое девушке из Белозерска сохранилось.

У Марка Гейликмана был младший брат и две сестры. Когда в 80-е годы они узнали, что в Технологическом институте есть памятник с именами погибших, приехали, чтобы возложить цветы. Тогда же они передали в музей письмо Марка, которое он прислал с фронта родным, газету «Ленинградский рабочий» (1983 г.) с публикацией о Марке, его рисованный портрет и стихи Михаила Вашкевича. Родственники попросили найти девушку, которой писал брат. В те годы в институте работала группа «Поиск», Людмилу нашли, в 1991 г. она передала музею одно письмо от Марка. А осенью прошлого года Ольга Викторовна Щербинина получила из Риги, где сейчас живёт Людмила Ивановна, ещё 13 писем Марка и две его фотографии из газеты «Технолог».

                                 

Из Книги Памяти Технологического института. Гейликман Мордук (Марк) Исаакович (1919 – 1942 г.)

 Легкоатлетическая группа, в которой занимались лучшие спортсмены нашего института,         пользовалась особой популярностью среди студентов. Одним из способнейших спортсменов был   Марк Гейликман. Внешне он ничем не напоминал физкультурника – невысокий, сухопарый, с   кудрявой чёрной шевелюрой, с чудесными умными глазами – он скорее походил на студента,   предпочитающего книгу спорту.
 Родился Марк Гейликман в 1919 году в г. Пскове, там же с отличием окончил 2-ю среднюю школу   и  в 1937 году поступил в наш институт. В институте Марк умело совмещал отличную учёбу с   занятиями в разных секциях: легкоатлетической, лыжной, альпинистской. С первых дней учёбы в   институте он завоевал любовь и уважение своих товарищей. Чуткий, внимательный, удивительно   скромный, деликатный, очень остроумный и жизнерадостный, он имел много друзей. Все, кто с   ним соприкасался, искренне любили его и уважали. В 1939 г., когда вспыхнула война с   белофиннами, в числе первых добровольцев-лыжников был Марк Гейликман. Вместе с большой   группой студентов-комсомольцев он сражался в лыжном батальоне на Карельском перешейке.   После победы над белофиннами и отдыха, предоставленного ему институтом в доме отдыха   «Геленджик», он снова приступил к занятиям.
 

Наступил 1941 г. Марк-студент 4-го курса Технологического института. Позади сессия, впереди первая производственная практика. Но долго знакомиться с выбранной специальностью на практике не пришлось. Не закончив практику, преодолев все трудности возвращения в Ленинград, Марк вернулся в родной институт, но, к сожалению, не застал своих однополчан по лыжному батальону. Они уже воевали на фронтах нашей Родины. В это время в институте формировался отряд особого назначения (партизанский отряд нашего института), и, конечно, туда подал заявление Марк Гейликман. Вместе с отрядом он воевал в Волховском районе и, выполняя ответственное задание, погиб 28 января 1942 года. Похоронен в Ямской слободе Волховского района.
Оборвалась в цвете лет жизнь молодого патриота, способного студента, хорошего друга и товарища.