Исследуя эпоху Петра

25 июня 2022 года

В этом году Россия празднует 350-летие Петра Великого. Одним из многочисленных мероприятий, посвященных юбилею, стал образовательный проект Следственного комитета Российской Федерации «Личность Петра Первого в истории государства Российского». Конкурс предназначался прежде всего для профильных образовательных организаций, однако в нем могли поучаствовать и учащиеся других российских вузов.
 З
аявки на участие от Технологического института подали три студента, но дойти до финала смогла только студентка инженерно-технологического факультета Анна Федоришкина.

- Историю я люблю изучать в свободное время, когда увидела пост о конкурсе в группе кафедры истории и права, подумала, что это прекрасная возможность испытать себя и проверить свои навыки. В подготовке работы принимал участие мой научный руководитель - Константин Николаевич Скворцов, помогал в выборе источников, поиске формулировок.
Я провела анкетирование, чтобы выяснить, насколько люди в разных возрастных категориях осведомлены о деяниях, ближнем круге, каких-то личных фактах, касающихся персоны Петра. Респонденты в ответах очень часто упоминали устоявшиеся выражения, например: «прорубил окно в Европу», «привёз картошку», «ввёл брадобритие» и т.д. А потом я искала корни фразеологизмов, анализировала, где такие факты были первый раз упомянуты и как эти новшества воспринималось обществом в эпоху Петра.

Серьезная конкуренция не помешала Анне занять почетное второе место в номинации «Петр Первый в отечественной культуре и исторической памяти» (в этой номинации было представлено 32 работы из 20 вузов). В день рождения Петра Великого, 9 июня, в Санкт-Петербургской академии Следственного комитета состоялось торжественное награждение победителей и призеров, в котором приняла участие и наша студентка. Поздравляем Анну с этим достижением и желаем ей дальнейших успехов в исторических штудиях!

В своей работе Анна Федоришкина исследовала историю возникновения метафор, связанных в общественном сознании с Петром Первым.

- Одна из них - «прорубил окно в Европу» – укоренившаяся в российской исторической памяти составляющая стереотипного, даже мифологического представления о Петре I. Впервые этот фразеологизм встречается в «Письмах о России» итальянского писателя Ф. Альгаротти, адресованных милорду Херви, вице-канцлеру английского двора в Лондоне, в 1739 г. Альгаротти рассказывает о Санкт-Петербурге, как об «огромном окне, недавно распахнувшемся на севере, – окне, через которое Россия смотрит на Европу». Затем это выражение было популяризировано и довольно часто использовалось в европейской публицистической литературе.
В русском языке оно распространилось в своей нынешней ипостаси благодаря А.С. Пушкину, который в своем произведении «Медный всадник» дважды упоминает его в тексте сначала в поэтической форме: «Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно», а потом в прозаической, в примечании: «Альгаротти где-то сказал: «Петербург окно, через которое Россия смотрит в Европу»».
 
Пушкин придерживался мнения, что Пётр І разрушил ощутимую границу между «варварской Россией» и цивилизацией в лице европейских стран. Он писал: «Поймите же и то, что Россия никогда ничего не имела общего с остальною Европою». Виноватой в этом отчуждении поэт считал Европу, поскольку она «в отношении к России всегда была столь же невежественна, как и неблагодарна».
Так что мужественному и творческому Петру Алексеевичу пришлось силой преодолевать эти цивилизационные границы, «прорубив окно». Исключительное влияние, которое Пушкин оказал на всю отечественную культуру, способствовало закреплению этого позитивного мифологического образа не только в литературе, но и в коллективной памяти россиян.
В современной России эта метафора стала частью устойчивых выражений, используемых в разговорной речи. По сути, она является ключевой фразой, характеризующей приобщение России к европейским нравам и ценностям, постепенное понимание и признание не только культуры своей родной страны, но и зарубежных. А Пётр І, как центральный персонаж, стоящий на границе этих двух миров, играет при этом роль первооткрывателя и просветителя.