Мне интересно жить

29 марта 2020 года

«Зная, что в Техноложке готовят специалистов для оборонки, которые будут заниматься созданием ракет, я хотел поступить именно в этот институт, но не прошел по здоровью - зрение было плохое», - вспоминает Анатолий Сергеевич Дудырев, человек, чья жизнь неразрывно связана с Технологическим институтом.

- Мне предлагали только Институт культуры, Медицинский институт и Лесотехническую академию, но всё это было неинтересно. Я вернулся в ЛТИ, моя настойчивость впечатлила медкомиссию, и мне дали допуск к экзаменам, решив, что я всё равно не поступлю. Надо сказать, что тогда в институт предпочитали брать тех, кто отслужил в армии или успел поработать, для выпускников школ мест выделяли мало, но я был одним из лучших на экзаменах. Сдав химию, физику и математику, набрал проходные 13 баллов, что дало возможность стать студентом инженерного химико-технологического факультета. Знал, что там занимаются ракетным топливом, порохом, взрывчатыми веществами, а название специальности мы узнали только после третьего курса.

Мой отец – военнослужащий, детство моё прошло в военных городках, я постоянно общался с солдатами, что стало отличной школой довоенной подготовки. Как и у многих мальчишек моего времени, у меня была тяга к огнестрельному оружию, патроны после войны несложно было найти. Мы с приятелями даже сами смастерили пистолет, который стрелял настоящими пулями, за что я был выпорот отцовским ремнем от офицерской портупеи. Эти детские увлечения и повлияли на выбор специальности.

Могу сказать, что, отработав всю жизнь в одном научном направлении, имея большой опыт в разработке и производстве изделий, необходимых для армии, я получил не только знания, но и реальное видение способов решения каких-то новых задач, каждый раз всё более высокого уровня. Сейчас их тоже достаточно, поскольку наш потенциальный противник проводит серьезные исследования в этом направлении.

- Анатолий Сергеевич, в вашей трудовой биографии столько этапов, столько направлений деятельности: учёный, преподаватель, заведующий кафедрой, ректор. Что запомнилось больше всего?

- Вы ещё не упомянули, что я был партийным работником и общественником…Но, когда мне предложили преподавательскую работу, я с удовольствием согласился. У меня самого было много чудесных преподавателей. Ветераны и мастера своего дела, люди, которых я ставил себе в пример. В высшей школе был сосредоточен невероятный потенциал. Мне хотелось подхватить эстафету, сохранить направления исследований, передать знания следующим поколениям. К сожалению, у нас не было подпитки молодыми кадрами почти 30 лет, многие талантливые педагоги ушли,оставались самые преданные. Сейчас этой проблемой озаботились, наконец-то, с большим опозданием, подняли зарплаты преподавателям.

Могу сказать, что хороший лектор - человек, гораздо реже встречающийся, чем заслуженный артист. Если не умеете говорить и рассказывать, с аудиторией вы никогда не совладаете, студенты будут спать на вашей лекции. Ввязывание житейских историй, непосредственно связанных со специальностью, с темой лекции, даёт понять аудитории, что все это - не "мёртвый" материал. Теорию необходимо связывать с практикой, разнообразить лекции, что-то усложняешь, что-то наоборот делаешь проще. Если одно и то же читать все время, ты не профессор, ты - чтец. То есть, любой человек может десять раз прочитать хорошо выученный текст, а тут нужно работать, составлять конспекты, поднимать литературу... Подходы, принципы и требования все время меняются, и нужно всегда быть в курсе.Кроме того, многое зависит от того, как тебя слушают.

Наши студенты проходят практику на базовом предприятии, соответствующем уровню даваемых нами знаний. Большинство из них найдут работу, на них же смотрят работодатели, их оценивают. Никогда не было случая, чтобы кто-то из выпускников остался неустроенным. К сожалению, сейчас не все хотят по специальности работать...

- Анатолий Сергеевич, а что такое для вас Технологический институт?

- Это моё всё! А что я мог бы ещё сказать? Это дом, работа, место для творчества. У меня даже нет никакого хобби, кроме работы.

Мне дорого здесь всё! Представьте себе, я был назначен на должность ректора в 1985 году и проработал до 2010 года. Никому не надо в нашей стране объяснять, что это были за годы. И, тем не менее, мне есть, что представить потомкам. В конце 80-ых введен в строй учебный корпус на 7-ой Красноармейской, для фундаментальной библиотеки построено новое шестиэтажное здание на территории института, сдано шестнадцатиэтажное общежитие на улице Стойкости. В общей сложности в учебный процесс было введено 20 тысяч кв. м институтских площадей, которые позволили на долгие годы решить проблему поздних занятий и перейти на пятидневку, чуть ли не первыми в стране. В период реформ начала 90-х гг. институт сохранил все объекты государственной собственности, студенческий контингент и профессорско-преподавательский состав.Мы не просто выстояли в трудное время, были введены в строй новые аудитории, созданы три факультета (один из них факультет экономики и менеджмента) , 11 кафедр, а также открыты 11 новых специальностей.

Сейчас даже сложно представить, сколько приходилось работать мне и моим коллегам, чтобы сохранить наш институт в те годы. Многих уже нет с нами, к сожалению…. Вообще, отвечая на Ваш вопрос, правильнее сказать, что Технологический институт для меня - это люди, которые работали и продолжают работать рядом со мной.

- А сейчас что кроме работы Вас интересует?

- Я с удовольствием смотрю документальные фильмы, канал "История", например. "Моя планета", "В мире животных", нравится канал "Дискавери", и особенно передача "Из чего это сделано", очень познавательная. С января этого года много показывают документальных фильмов производства США и Великобритании о Второй мировой войне. Во всех этих фильмах говорят и о Советском Союзе, как об участнике и союзнике. В то же время, мало достойных документальных лент о Великой Отечественной войне появляется у нас. Трудно сохранить историю, если ее не знаешь.

 - Судя по нашей беседе, явно есть то, о чем Вам ещё хочется узнать, в чём поучаствовать. Чтопомогает сохранять интерес к жизни?
- Трудные вопросы задаете... Что помогает? Надо работать! Я настолько привык находиться в этом активном русле, что мне просто страшно представить себя без него. Готов согласиться на меньшую должность, но я должен трудиться, пока есть силы. Я могу не только лекции читать, но и писать – благо, есть что, те же учебники. Жаль, что студенты сейчас в библиотеку почти не ходят…

Я вам скажу, что сейчас в чем-то молодежь находится в более выгодных условиях, чем мы. Но! У нас были определенные преимущества в сравнении с нынешним поколением. В чем они заключаются? Была чёткая взаимосвязь: хорошо учишься - получаешь различные варианты устройства своей жизни. Понятие "самоопределение" тогда связывалось с образованием. Чем усерднее учишься, чем выше средний балл, тем больше возможностей. А сейчас у студентов есть возможность выбора, но при этом не всегда они могут связать своё образование с будущей работой. Часто уходят в другие профессии и теряют время.

- Ваше самое тяжелое и самое радостное впечатление?

- Что касается наиболее тяжелого, так, безусловно, это пожар 2013 года. В программе новостей я видел, как погибает наше главное здание – жуть! В отношении самого радостного затрудняюсь ответить, но продолжая работать, горжусь успехами нашей кафедры, а радости, полагаю, еще будут. Самое главное, что я сохраняю работоспособность в свои 75!

Анатолий Сергеевич Дудырев (родился 30 марта 1945) — известный учёный в области теории горения, разработки высокоэнергетических композиционных материалов и пиротехнических средств. Им разработаны научно-технические основы создания пиротехнических композиций с заданными свойствами на основе тугоплавких металлов и их термостойких соединений для ракетно-космической и специальной техники, изучены и нашли практическое применение неизвестные ранее эффекты горения пиротехнических композиций. 

Доктор технических наук, профессор. Лауреат Государственной премии СССР. Награжден орденами: «Знак Почета», «Дружбы», медалями Федерации Космонавтики, медалью НПО «Краснознаменец» «За многолетний плодотворный труд в оборонной промышленности». Почетный работник отрасли боеприпасов и специальной химии, Почетный доктор Федерального научного центра ГИПХ, Почетный профессор Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева, Почетный профессор Белгородского государственного технологического университета им В.Г. Шухова.  

Ректор (1985—2010) и президент (2010—2015) СПбГТИ(ТУ). Заведующий кафедрой высокоэнергетических процессов (ВЭП). Автор более 400 научных работ, в том числе более 100 изобретений, 8 патентов, 8 монографий и 2 учебников по современной пиротехнике. Главный редактор журнала «Известия Санкт-Петербургского технологического института».