Мой путь в Техноложку

11 мая 2022 года

Воспоминания бывшего малолетнего узника фашистских концлагерей доцента кафедры автоматизации процессов химической промышленности Михаила Васильевича Соколова. 

Родился я 11 ноября 1931 года в Ленинграде на Загородном проспекте. Когда началась война, отца, работавшего на "Красном треугольнике" инструктором по вождению автомобилей, сразу же призвали в армию, присвоили звание техник-лейтенант и направили на нефтебазу №3 на Ржевку. Мы в это время жили в поселке Володарский, куда переехали в 1936 году.
17 сентября к разрывам отдельных снарядов добавилась автоматная и ружейная стрельба и мы уже утром залезли в свой окоп. В какой-то момент крышку откинули и мы увидели двух немцев с направленными на нас автоматами. Они спросили про русских солдат, но увидев женщин, детей и стариков ушли. В поселке горел ряд  домов.
В первую очередь немцы  перестреляли всех собак в поселке и из каждого дома выдрали репродукторы, по которым шла трансляция. Из дома нас выгнали, но через пару дней фашисты ушли. В это же время шли бои в Лиговском вокзале и Константиновском дворце, по проспекту Буденного, за Володаркой, ходил броневик с матросами, поливавший врагов пулеметным огнем.
Испытывая голод и лишения мы ждали освобождения, но в конце апреля 1942 года  немцы и зверствовавшие латыши выгнали всех нас в Красное село и запихнув в товарные вагоны вывезли в Идрицу, а оттуда погнали пешком за 25 км в деревню Ильичено.

****
9 мая по телевизору показывали парад в ознаменование 77 годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Знамя Победы и знамя России доверено нести стрелкам Идрицкой стрелковой дивизии, а ведь именно в Идрице в ноябре 1943 года я, моя мама - Прасковья Михайловна Соколова (1903 г.р.), мой брат Виктор (1935 г.р.) и мать моего отца - бабушка Анна были брошены вместе с жителями деревни Ильичино Калининской области за колючую проволоку за то, что в 2-х километрах от нас в деревне Кохново партизаны расстреляли вражеский обоз (18 человек), но один немец убежал и через два часа каратели расстреляли и сожгли деревню Кохново вместе со всеми жителями.

В Идрице нас держали в бараках под охраной полиции около месяца, а затем погрузили в товарные вагоны и повезли на запад. В лагере и в вагонах нас не кормили. Питались зерном, которое каждая семья успела прихватить с собой. Мы постоянно верили, что нас освободят, т.к. знали от партизан, что наши наступают. Нас довезли только до Мажейки (Литва), где выгрузили в депо и раздали в качестве работников хуторянам. Я работал у одного хозяина, мама и брат у другого, а бабушка у третьего. В конце ноября 1944 года нас освободила Красная армия и мы первым же эшелоном вернулись в нашу Володарку (ст. Сергиево). Ехали в товарном вагоне около недели.

Дом наш стоял без окон, без дверей, без полов и без крыши. Под окнами немецкий бункер в три наката, а на участке более 60 воронок от бомб и снарядов и остатки разбитой немецкой пушки. На улице минус 25. Утром я сходил в Лигово за 8 км. За «чугункой», которую видел в землянке, когда ходил по траншеям, где валялись гранаты, минометные мины и винтовки. Я, мама и брат, занавесив окна и дверь, стали жить в самой маленькой комнатке с сохранившейся плитой и кирпичной печкой.

Мама устроилась работать кочегаром на базе ВМФ около Константиновского дворца, а мы с братом с января пошли в школу: он в 1-й класс, а я в 3-й. Класс освещался керосиновой лампой, а комната в доме лучиной. На большой перемене нам выдавали по кусочку хлеба и ложке сахарного песка. Через два года пленные немцы построили в Володарке двухэтажную бревенчатую школу с печным отоплением и электрическим освещением, в которой я и закончил в  июне 1949 года на отлично 7-й класс. Учителя литературы и русского языка, математики, истории, естествознания и географии были у нас отличными!

В сентябре я поступил в техникум железнодорожного транспорта на факультет «Мосты и тоннели», откуда в апреле 1951 года со второго полугодия был призван в Советскую армию, где закончил полковую школу и в звании младшего сержанта был направлен во взвод полковой разведки под командованием поэта майора Михаила Луконина. Во время службы приходилось участвовать в проводимых учениях, показательных поисках с захватом языка, марш-бросках, гонках патрулей, разминировании Карельского перешейка и охране военных объектов. Награжден грамотами и знаком «Отличный разведчик».  В сентябре 1953 года по разрешению полкового начальства поступил в Ленинградскую заочную среднюю школу взрослых, 10-й класс которой закончил уже после демобилизации в июле 1954 года.

В сентябре того же года я поступил в ЛТИ им. Ленсовета и по настоянию Федора Яковлевича Кульбы был зачислен на физико-химический факультет. Учился на «хорошо» и «отлично» и дружил с будущими профессорами Игорем Целинским и Олегом Рыжухиным. В 1955 году, с большим трудом перевелся на механический факультет, где открывалась новая специализация «Автоматизация химических производств». В 1959 году после окончания института, вместе с ещё тремя выпускниками из двухсот, был оставлен инженером в комплексной лаборатории при кафедре АПХП.
Под руководством проф.  А.Л. Гуревича, в качестве ответственного исполнителя, участвовал в выполнении хоздоговорных работ с институтами: ГИПХ, ГИПРОРЫБФЛОТ, ВАМИ, ВНИИСК, СКБАНН, ЗТМКкраина) по разработке, изготовлению, испытанию и внедрению электро-, пневмо- и гидросистем и, в частности, систем дозирования агрессивных, токсичных, пожаро- и взрывоопасных сред, которые были защищены более чем 60-ю патентами и Авторскими свидетельствами и демонстрировались на ВДНХ с награждением дипломами и медалями.
В 1968 году закончив заочную аспирантуру и  защитив кандидатскую диссертацию перешел на преподавательскую работу и НИР. Одновременно, по линии парткома, занимался воспитательной работой в студенческих общежитиях.
Входил в состав двух квалификационных Ученых советов и Совета по воспитательной работе в общежитиях студентов и аспирантов. Награжден шестью правительственными медалями, тремя медалями ВДНХ и знаками: «Изобретатель СССР», «За отличные успехи в работе», «За доблестный труд» и Почетный работник высшего специального образования РФ. А также медалью «Непокорённые», которой награждаются бывшие узники фашистских концлагерей за стойкость и верность Родине.