Наши инициативы

16 сентября 2020 года

Вопросы квалификации студентов, качества подготовки выпускников вузами и колледжами, требования бизнеса к квалификации персонала обсудили сегодня в технопарке «Идея» в рамках онлайн-сессии «Независимая оценка в образовании. Перспективы и барьеры». В мероприятии приняли участие эксперты из разных отраслей и регионов страны, представители бизнеса и вузов страны. На сессии выступил Ю.И. Шляго, руководитель от СПбГТИ(ТУ) пилотного проекта по интеграции ГИА-НОК. 

Технологический институт является участником пилотного проекта Совета по профессиональным квалификациям (СПК) в наноиндустрии, направленного на выработку механизмов интеграции процедур государственной итоговой аттестации (ГИА) в вузах и инструментов независимой оценки квалификаций (НОК).

Полученный при выполнении пилотного проекта опыт позволил нам сформировать определенный взгляд на основные элементы дальнейшей реализации данного новшества и выявить проблематику его широкого внедрения, что в настоящее время является актуальным в связи с выполнением поручения Президента РФ (Пр-589 от 28.03.2020) по проведению на федеральном уровне внешней оценки качества подготовки обучающихся в вузах.

Наша позиция по данному вопросу вызвала интерес со стороны руководства СПК в наноиндустрии и стала востребованной при его широком профессиональном обсуждении с участием руководителей и авторитетных экспертов, представляющих Национальное агентство развития квалификаций (НАРК), отраслевые СПК, Центры оценки квалификаций (ЦОК), вузы и бизнес-структуры на онлайн-сессии «Независимая оценка в профессиональном образовании. Перспективы и барьеры», прошедшей 10 сентября на площадке Инновационного технопарка «Идея», куда в качестве спикера был приглашен представитель СПбГТИ(ТУ).

Озвученные в нашем выступлении на онлайн-сессии конкретные подходы к решению ряда принципиальных вопросов, без которых системная интеграция в образовательный процесс вузов результатов пилотного проекта представляется весьма затруднительной, привлекли внимание руководства Рабочей группы по развитию системы оценки квалификаций Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям. В связи с этим наш институт стал единственным вузом, представитель которого был приглашен выступить на ее заседании 15 сентября по вопросу о совмещении процедур НОК с промежуточной и итоговой аттестацией обучающихся по программам высшего образования. Основу выступлений составило рассмотрение организационно-методических вопросов, а также вопросов нормативно-правового и финансового обеспечения процедур полномасштабной интеграции ГИА-НОК. В части организационно-методических вопросов нами было обращено внимание на ряд принципиальных моментов.

Во-первых, поскольку действующие контрольно-оценочные средства (КОС), разработанные для оценки квалификаций по профстандартам, как правило, не синхронизированы с компетенциями, получаемыми выпускниками вузов, по каждой образовательной программе следует провести сравнение фондов оценочных средств с КОС по профильному профстандарту, а затем при необходимости – адаптацию последних.

Во-вторых, в связи с тем, что отдельные образовательные программы вузов зачастую сопряжены с несколькими профстандартами из рекомендуемого ФГОС перечня, иногда входящими в области деятельности разных СПК, с целью не перегружать процедуру ГИА нами было предложено, чтобы студенты в ее рамках сдавали только один профэкзамен. В этом случае вузам предстоит определиться с приоритетами, и в ГИА включать экзамен на соответствие тому профстандарту, в который заложены компетенции, в наибольшей степени формирующие профессионализм будущего специалиста.

В-третьих, учитывая, что вузы имеют разновекторные направления подготовки, профильные профстандартам, входящим в области деятельности разных СПК, нами было высказано мнение, что для рациональной организации экзаменационных процедур студентов необходим анализ действующей инфраструктуры НОК. Основной структурой, уполномоченной принимать профэкзамены в рамках ГИА, должен стать ЭЦ вуза. При этом нужно определиться: в каких ЭЦ, каких СПК должны проходить профэкзамены в рамках ГИА по тем или иным квалификациям. Потребуется реформирование инфраструктуры НОК, включающее как открытие новых, так и расширение области деятельности действующих ЭЦ. Их количество следует минимизировать, сделав акцент на широкое внедрение дистанционных технологий, особенно, для территориально удаленных студентов, и определив перечень вузов, ЭЦ которых могут стать головными для организации экзаменационных процедур по широкому спектру квалификаций различных профстандартов, соответствующих профилю их образовательной деятельности, возможно, придав отдельным ЭЦ межотраслевой статус. Информационное обеспечение организации профэкзаменов можно вести через реестр ЭЦ, удобный для ознакомления вузов.

В-четвертых, нами было отмечено, что потребуются: разработка и формализация процедуры ознакомления студентов с КОС, используемыми при проведении профэкзаменов; согласование сроков проведения традиционных форм ГИА и интегрированных в нее профэкзаменов, а также сроков объявления их результатов; сопряжение терминологии при интеграции ГИА-НОК.

Все эти организационно-методические вопросы надо решать в опережающем порядке.

При анализе вопросов нормативно-правового обеспечения нами было отмечено, что необходима корректировка нормативной базы федерального уровня, отражающая специфику предлагаемых новаций и соответствующих локальных актов вузов. В частности, из документов Минобнауки РФ – это ФГОСы и «Порядок проведения ГИА по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры». Предложения по внесению необходимых изменений были конкретизированы нами по соответствующим пунктам этих документов.

В части вопросов финансового обеспечения нами было обращено внимание, что финансовая составляющая НОК базируется на требовании оплаты процедуры приема профэкзамена либо соискателем, либо его работодателем. Однако при интеграции ГИА-НОК финансовая нагрузка на студентов-бюджетников должна быть исключена. Необходимо решение директивных органов о внесении этих затрат в смету расходов бюджетных вузов. Для случаев, когда студенты должны будут сдавать профэкзамен в ЭЦ другого вуза надо определить порядок расчетов между вузами. Возможна выдача студентам, допущенным к ГИА, именных финансовых сертификатов для предъявления в структуру, уполномоченную принимать профильные профэкзамены.

В заключении нами было предложено соответствующим Министерствам, НАРК, СПК и вузам совместными усилиями оперативно подготовить методические рекомендации, определяющие алгоритм и разъясняющие порядок интеграции ГИА-НОК, а также выработать конкретные предложения по внесению необходимых изменений в федеральные нормативно-правовые акты.

Впереди предстоит большая работа и тот опыт, который наш институт приобрел, как активный участник реализации пилотного проекта, поможет в ее успешном выполнении.

Руководитель ЭЦ СПбГТИ(ТУ) в составе ЦОК в наноиндустрии Завода по переработке пластмасс им. «Комсомольской правды» Ю.И. Шляго