Оценка квалификаций в вузе: опыт и перспективы

14 октября 2023 года

10 октября состоялась научно-методическая конференция «Разработка модели гармонизации процедур государственной итоговой аттестации (ГИА) и независимой оценки квалификаций (НОК)».
Мероприятие прошло по инициативе АНО «Национальное агентство развития квалификаций» (НАРК) на площадке Национального исследовательского Московского государственного строительного университета (НИУ МГСУ) при участии представителей вузов, ведущих разработку организационно-методических подходов к интеграции инструментов НОК в образовательный процесс и их пилотную апробацию, отраслевых Советов по профессиональным квалификациям (СПК) и работодателей. 

По приглашению руководства НАРК в конференции принял участие руководитель Экзаменационного Центра СПбГТИ(ТУ) Ю.И. Шляго, который поделился с коллегами опытом нашего института, приобретенным за пять лет активной работы в этом актуальном для вузов направлении.
 В своем выступлении Ю.И. Шляго остановился на результатах, полученных нашим институтом при выполнении четырех профильных Проектов: Проекта «Вход в профессию» (2019-2021 г.г.) и Проекта «Экзаменационный Центр» (2021 г.), организатор – СПК в области нанотехнологий и микроэлектроники; Проекта ГИА (ПА) – НОК (2022 – 2023 г.г.), организаторы – НАРК и Минобрнауки РФ и стартовавшего в феврале 2023 года Проекта «Модель ОП – 2 квалификации», организаторы – АО «Национальные квалификации», НАРК и Минобрнауки РФ, основная цель которого – дальнейшая проработка и апробация концептуальных вопросов внедрения в учебный процесс вузов инструментов НОК. Достигнутый за эти годы Технологическим институтом суммарный показатель включенности студентов в процедуры НОК – принято 690 профессиональных экзаменов является лидирующим среди Экзаменационных Центров вузов России.

Исходя из опыта работы СПбГТИ(ТУ), докладчик сформулировал ряд предложений, реализация которых будет способствовать интеграции НОК в образовательную деятельность вузов, в том числе: приступить к поэтапному внедрению разработанных механизмов сопряжения аттестационных процедур с НОК, обеспечив их нормативно-правовое оформление и необходимое финансирование, постепенно расширяя номенклатуру направлений подготовки вузов, обучающиеся по которым студенты в обязательном порядке должны сдавать профессиональные экзамены; рекомендовать вузам провести работу по организации Экзаменационных Центров, концепция и модель которых разработаны Технологическим институтом в рамках проекта «Экзаменационный Центр» на примере действующей в нем структуры, или заключить договоры с профильными Центрами оценки квалификаций на прием профессиональных экзаменов у студентов; предусмотреть моральное и материальное поощрение вузов, имеющих Экзаменационные Центры и внедряющих инструменты НОК в образовательный процесс; рассмотреть возможность учета этого направления работы в показателях деятельности вузов; рекомендовать вузам организовать системную работу по повышению квалификации преподавателей и разработчиков образовательных программ, направленную на освоение ими организационно-методических подходов, обеспечивающих сопряжение аттестационных процедур с НОК.

В своем докладе Ю.И. Шляго выдвинул инициативу использования инструментария НОК в решении задачи, которую сформулировал Президент РФ в своем выступлении на расширенном заседании Президиума Государственного Совета по вопросу «О развитии рынка труда в Российской Федерации» 21 сентября: «в рамках среднего и высшего профобразования шире использовать новые подходы, а именно: получение сразу нескольких квалификаций и даже смену специальностей и направлений подготовки в ходе учёбы», исходя из «ежегодно формируемых пятилетних прогнозов потребностей в кадрах на уровне всей экономики».

     

Докладчик отметил, что для этого может быть востребована организованная и успешно действующая в СПбГТИ(ТУ) с 2020 года система привлечения обучающихся к процедурам НОК после корректировки ее информационной и консультационной составляющих с целью ориентации студентов на сдачу профессиональных экзаменов по квалификациям, востребованным рынком труда, для уточнения и возможного последующего изменения ими образовательных траекторий. Такая система органично встроится в комплекс мероприятий государственного масштаба, направленных на выполнение этой поставленной Президентом РФ задачи. Модернизацию системы работы со студентами Технологического института и ее апробацию целесообразно провести в рамках проекта «Модель ОП – 2 квалификации», что уже поддержано руководством указанного проекта. 

Кроме руководителя Экзаменационного Центра нашего института, из представителей вузов на конференции выступили: проректор НИУ МГСУ О.В. Игнатьев, проректор Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова Г.Н. Павлов, проректор Московской государственной Академии ветеринарной медицины и биотехнологии им. К.И. Скрябина С.Ю. Пигина и директор Института развития квалификаций СПбГЭТУ «ЛЭТИ» А.Г. Волков.
Организаторы конференции информировали участников, что после обобщения высказанных ими предложений по дальнейшей интеграции процедур НОК в образовательную деятельность вузов, подготовленный материал будет передан в Минобрнауки РФ для принятия конкретных решений по этим вопросам.