Развитие психологической службы

18 апреля 2022 года

В Мастерской управления «Сенеж» в Подмосковье прошел однодневный выездной семинар-совещание «Психологическая служба в системе высшего образования: концептуальные основы и перспективы развития», где эксперты обсудили концепцию развития этого важного направления. Участниками мероприятия стали более 120 представителей вузов страны: проректоры, курирующие деятельность психологических служб образовательных организаций высшего образования, руководители психологических служб университетов. Организаторами семинара выступили Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Российская академия образования и АНО «Россия – страна возможностей».

Технологический институт представляли проректор по социальной и воспитательной работе Вячеслав Николаевич Нараев и Сергей Петрович Ежов, заместитель заведующего кафедрой социологии.

Как отмечалось на совещании, сейчас стоит задача разработать совместно с сообществом профильных специалистов концепцию развития психологической службы, которая должна обеспечить эффективное межведомственное взаимодействие, дать инструменты доступной психологической помощи, и главное, должна быть обеспечена кадрами.

Совместно с Российской академией образования создан Федеральный ресурсный центр психологической службы в системе высшего образования. В этом году будут определены 15 «пилотных» университетов в 8 федеральных округах, в том числе подведомственных Минобрнауки России, Минпросвещения России, Минздраву России, где будет отработана эффективная модель психологической работы в вузах. Для обеспечения работы психологической службы планируется подготовить и внести на осеннюю сессию Государственной Думы РФ ряд законопроектов, связанных с ее работой. В мае должна начать работать система подготовки и переквалификации специалистов служб психологической поддержки в вузах.

Выступивший на совещании заместитель Министра науки и высшего образования РФ Г.А. Гуров обратил внимание собравшихся на результаты проведенного в стране исследования – психологическую службу или центр имеет каждый пятый вуз (21,9%), более половины университетов (55,3%) имеют одного психолога или кабинет разгрузки без штатного психолога, порой обязанности по психологической помощи выполняют сотрудники кафедр психологии, отделов культурно-массовой работы, санатория, а также студенческие объединения. При этом запрос на такую помощь у студентов есть – почти каждый третий (29,5%) студент сохраняет телефон экстренной психологической службы, и более двух третей студентов (70,2%) считают, что университетские службы могут помочь им в решении проблем. 

«Мы воспринимаем психологическую службу в университете, как часть работы с молодежью, в том числе в контексте воспитания. Мы хотим наладить работу, чтобы она помогала в решении ключевых государственных задач, задач высшей школы, и студент чувствовал свою сопричастность и вовлеченность в жизнь вуза и страны, через созданную доверительную среду в университетах. Психологическая служба в таком контексте должна быть логично встроена в воспитательную деятельность и молодежную политику», – отметил Г.А. Гуров.

В ходе пленарного заседания эксперты говорили о том, какова роль психологической службы и психологического сопровождения для воспитания будущего поколения, роли психологического благополучия в обеспечении качества образования.

«Почему концепция заботы о психологической гигиене внутри учебного заведения нужна и важна? Образование должно не просто готовить профессионала, а воспитывать образованного человека, способного мыслить, брать на себя ответственность, принимать решения, заботиться о себе и других людях. Вуз должен растить взрослых людей, помогать стать личностью, вырастить опору внутри себя. Поэтому важно говорить о том, как создать дисциплину, которая поможет человеку стать человеком. Психология в вузе – это не про предотвращение депрессий, это про раскрытие таланта и потенциала человека. Мир может измениться так, что все идентификации исчезнут, и самый главный вопрос, кто я, и как остаться верным себе», – сказала Ксения Горячева, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию.

Помимо обсуждения будущего системы психологической поддержки, участники совещания обменялись опытом по вопросу развития системы экстренной психологической помощи, этическим аспектам психологического сопровождения высшего образования и организации научных исследований в интересах развития психологической службы в вузах страны.