Заседание комитета ТПП

29 февраля 2024 года

28 февраля состоялось заседание Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по образованию и социальной политике, посвященное рассмотрению приоритетных направлений развития механизмов Национальной системы квалификации, на котором по приглашению руководства Торгово-промышленной палаты РФ и по поручению руководства института выступил директор Центра развития независимой оценки квалификаций и сетевых форм обучения СПбГТИ(ТУ) Ю.И. Шляго. 

Заседание провел И.В. Лобанов – председатель Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по образованию и социальной политике, ректор Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова.
В заседании также приняли участие и выступили И.В. Зубковвице-президент Торгово-промышленной палаты РФ, Н.В. Первушингенеральный директор Фонда развития профессиональных квалификаций Торгово-промышленной палаты РФ, А.Е. Шадрин – генеральный директор АНО «Национальное агентство развития квалификаций», А.А. Факторович – зам. генерального директора АНО «Национальное агентство развития квалификаций», Е.В. Харченко – зам. председателя Комитета Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации по науке и высшему образованию, О.В. Соколовсекретарь Федерации независимых профсоюзов России, руководитель департамента социально-трудовых отношений и социального партнерства, И.Н. Жуковскаяруководитель Представительства ООО Центр аудита и охраны труда «Лидер», О.В. Игнатьевпроректор Национального исследовательского Московского государственного строительного университета, Г.Н. Павлов – проректор Северо-восточного федерального университета.

Учитывая, что продвижение инструментов независимой оценки квалификаций (НОК) в образовательный процесс вузов является одним из направлений развития механизмов Национальной системы квалификаций, доклад, с которым выступил Ю.И. Шляго, был посвящен участию СПбГТИ(ТУ) в Проекте ГИА-НОК по проведению на федеральном уровне внешней оценки качества подготовки обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования, выполнявшийся в соответствии с поручением Президента России.

Докладчик ознакомил участников заседания с деятельностью Экзаменационного Центра СПбГТИ(ТУ) в составе Центра оценки квалификаций ООО «Завод по переработке пластмасс имени «Комсомольской правды» по интеграции студентов в процедуры НОК, подробно остановившись на методических и структурно-организационных особенностях функционирования созданной в Технологическом институте системы, в результате реализации которой за период 2019 – 2023 г.г. у обучающихся было принято 750 профессиональных экзаменов, а затем подробно изложил механизм поэтапного выполнения СПбГТИ(ТУ) Проекта ГИА – НОК, позволивший за два года принять у студентов 77 профессиональных экзаменов (в 2022 году – 30, в 2023 году – 47) в сопряжении с аттестационными процедурами, в том числе с ГИА – 49 и с промежуточными аттестациями – 28. Профессиональные экзамены сдавались по семи квалификациям студентами, обучающимися по шести направлениям подготовки (четыре – бакалавриата и два – магистратуры), включающим образовательные программы восьми направленностей.

В докладе было обращено особое внимание на необходимость выполнения «Методических рекомендаций по реализации НОК в системе высшего образования», разработанных АНО «Национальное агентство развития квалификаций» с учетом предварительных результатов Проекта ГИА – НОК, которые в конце июня 2023 года Минобрнауки РФ разослало в вузы. В этом документе вузам, в частности, предложены две модели применения НОК в образовательном процессе: модель №1 – НОК как элемент системы оценки качества образовательной программы и модель №2 – сопряжение ГИА или промежуточных аттестаций с НОК. Поскольку для принятия обоснованного решения по выбору наиболее предпочтительного варианта требуется их апробация, СПбГТИ(ТУ), наряду с проведением текущих работ по пилотной реализации модели №2, безотлагательно приступил к апробации модели №1, приняв 42 профессиональных экзамена по восьми квалификациям у студентов, обучающихся по пяти направлениям подготовки, включающим образовательные программы шести направленностей.

Также участники заседания были проинформированы о планах СПбГТИ(ТУ) по реализации Проекта ГИА – НОК в 2024 году, предусматривающих увеличение количества образовательных программ – участниц Проекта и расширение перечня квалификаций, по которым студенты будут сдавать профессиональные экзамены в рамках апробации обеих моделей применения НОК в образовательном процессе с целью выбора оптимального варианта, после чего будут подготовлены предложения по внесению в локальные нормативные акты вуза необходимых изменений.
В заключение докладчик сформулировал несколько предложений, реализация которых со стороны Минобрнауки РФ, будет способствовать активной интеграции процедур НОК в образовательную деятельность вузов:

  • предусмотреть моральное и материальное поощрение вузов, имеющих в своей структуре Экзаменационные Центры и внедряющих инструменты НОК в образовательный процесс;
  • рассмотреть возможность учета этого направления работы в показателях деятельности вузов;
  • организовать системную работу по повышению квалификации, направленную на освоение преподавателями и разработчиками образовательных программ организационно-методических подходов, учитывающих применение НОК в образовательном процессе вузов.

По итогам заседания было принято решение обобщить представленные докладчиками материалы по развитию механизмов Национальной системы квалификации и направить полученную информацию в профильные государственные структуры.