Новые подходы

03 ноября 2020 года

Экспертный семинар «О перспективах и векторах развития Национальной системы квалификаций: взгляд в будущее» состоялся 25 ноября в рамках всероссийской онлайн конференции «Кадровое сопровождение инновационных производств: опыт Фонда инфраструктурных и образовательных программ», посвященной памяти профессора Е.Я. Когана, лауреата премии Правительства РФ за работу «Система организации образовательных ресурсов для обеспечения прямых запросов рынка труда в кадровом сопровождении новых и быстроразвивающихся наукоемких производств».

В мероприятии приняли участие более 100 представителей организаций, являющихся институтами развития Национальной системы квалификаций –   Фонда инфраструктурных и образовательных программ (Группа РОСНАНО), Совета по профессиональным квалификациям в наноиндустрии, Межотраслевого объединения наноиндустрии, Национального фонда подготовки кадров, АНО «еНано», отраслевых Центров оценки квалификаций и Экзаменационных Центров вузов в их составе, а также представителей бизнес-сообщества и образовательных организаций.

Модератором экспертного семинара выступил секретарь Совета по профессиональным квалификациям в наноиндустрии С.А. Ионов. 

Руководство Совета по профессиональным квалификациям в наноиндустрии предложило руководителю Экзаменационного Центра СПбГТИ(ТУ) в составе Центра оценки квалификаций в наноиндустрии Завода по переработке пластмасс им. Комсомольской правды» Ю.И. Шляго сделать на семинаре доклад на тему «Новые подходы к организации образовательного процесса вузов как результат развития Национальной системы квалификаций».

В подготовленном материале рассмотрены вопросы трансформации образовательного процесса вузов в связи с развертыванием на государственном уровне масштабной работы по сопряжению с ним элементов Национальной системы квалификаций (разработка и внедрение нового поколения ФГОС ВО 3 ++, проведение по поручению Президента РФ на федеральном уровне внешней оценки качества подготовки обучающихся в вузах, проведение процедур профессионально-общественной аккредитации образовательных программ и др.) и представлен экспертный взгляд докладчика на пути ее реализации. 

Предстоящее широкое внедрение в организацию учебного процесса вузов инструментов независимой оценки квалификаций должно создать методологическую базу, которая в недалеком будущем станет определяющим звеном и объективным ориентиром в построении современной образовательной системы. Результаты анализа проведенных профессиональных экзаменов студентов и выявленных при этом квалификационных дефицитов должны стать решающими аргументами в выборе обоснованных подходов к разработке и при необходимости к корректировке образовательных программ и индивидуальных траекторий обучения студентов. Эти результаты также важны для студентов (формирование самооценки уровня освоения компетенций) и для потенциальных работодателей (оценка качества подготовки студентов, которых они планируют трудоустроить).

С учетом грядущих перемен докладчик «заглянул» в будущее Экзаменационных Центров вузов в составе отраслевых Центров оценки квалификаций и представил на обсуждение аудитории основные черты их обновленного образа, как структур, которые должны стать связующим звеном между студентом вуза и рынком труда, своего рода оператором конструирования профессиональной карьеры обучающегося.

Особая роль в реализации этого нового функционала отводится сотрудникам вуза, привлекаемым к работе Экзаменационных Центров. Возрастают требования к их квалификации и расширяется диапазон их деятельности, включая информационную и консультационную составляющие. Например, по данным мониторинга рынка труда предстоит помогать студентам определять дополнительные компетенции, которые стоит освоить для того, чтобы быть в тренде, давать им обоснованные советы по участию в экзаменационных процедурах по конкретным профессиональным квалификациям, курировать выбор индивидуальных траекторий обучения и пр.

Для выполнения такой миссии важное значение приобретает работа со студентами, основанная на постоянном «точечном» взаимодействии с ними в течение всего периода их обучения в вузе. Это актуально в связи с тем, что для эффективного конструирования карьеры недостаточно профессиональных экзаменов, которые со временем будут в обязательном порядке проводиться в рамках аттестации студентов, а необходимо инициировать участие обучающихся на добровольной основе в экзаменационных процедурах, не регламентированных образовательным процессом вуза. Для идентификации таких экзаменов предложено ввести термин – «инициативные профессиональные экзамены». Именно систематическая работа по вовлечению студентов в независимую оценку квалификаций позволит будущим специалистам заранее определиться со своими предпочтениями и по окончании учебы осознанно выходить на конкретных работодателей, тем самым избежав непрофильного трудоустройства.  

Докладчик поделился опытом работы по формированию обновленного образа Экзаменационного Центра, который уже имеется в СПбГТИ(ТУ), и продемонстрировал результаты участия студентов нашего института в экзаменационных процедурах за последние 1,5 года, получившие положительную оценку Совета по профессиональным квалификациям в наноиндустрии: 121 студент сдавал 182 профессиональных экзамена, в том числе: 3 профессиональных экзамена – 9 человек, 2 профессиональных экзамена – 43 человека, 1 профессиональный экзамен – 69 человек.

В качестве мер, необходимых для обеспечения эффективной работы Экзаменационных Центров по внедрению новых подходов к организации образовательного процесса вузов, предложены: расширение их функционала и областей деятельности, придание им статуса межотраслевых и увеличение сети таких структур.

Более подробно с материалами доклада можно ознакомиться на странице Экзаменационного Центра сайта СПбГТИ(ТУ) и на сайте Совета по профессиональным квалификациям в наноиндустрии.

Инициативы СПбГТИ(ТУ) получили положительную оценку аудитории семинара. Проведенный модератором мероприятия блиц опрос: «Необходимы ли в вузе Экзаменационные Центры отраслевых Центров оценки квалификаций в качестве операторов конструирования профессиональной карьеры обучающегося?» – показал, что подавляющее большинство экспертов согласны с такой их ролью. 68% ответили – «нужны уже сегодня», 26% - «будут нужны в ближайшей перспективе (3-5 лет)» и только 5% ответили – «точно не нужны».

Впереди предстоит большая работа по сопряжению Национальной системы квалификаций с образовательным процессом вузов, и у нашего института есть все возможности стать одним из лидеров реализации государственной политики в этой области.