Проект поддержан в Госдуме

22 октября 2023 года

На заседании Экспертного совета при комитете Государственной Думы по науке и высшему образованию по вопросам развития системы профессиональных квалификаций, профориентации, трудоустройства выпускников и взаимодействия организаций высшего образования с работодателями, состоявшемся 19 октября, были заслушаны предварительные итоги и предложения, направленные на расширение дорожной карты проекта по апробации модели реализации образовательной программы с возможностью получения и подтверждения обучающимися нескольких квалификаций (проект «Модель ОП – 2 квалификации»), исполнителями которого являются 22 вуза, включая наш институт.

Открыл заседание председатель Экспертного совета, директор ВШЮА НИУ ВШЭ Д.Л. Кузнецов, который обозначил ключевые вопросы развития Национальной системы квалификаций и грядущие преобразования в системе профессионального образования, а также приветствовал усилия участников по дальнейшему развитию этих процессов в рамках проекта.
С подробным докладом «Цифровая платформа Национальной системы квалификаций: комплексный подход к управлению квалификациями», анонсирующим программные продукты АО «Национальные квалификации», перспективные для внедрения в образовательную систему, выступила президент АО «Национальные квалификации», заместитель председателя Совета по профессиональным квалификациям в области обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях М.П. Борисова.

Руководитель Экзаменационного Центра СПбГТИ(ТУ), эксперт-консультант Проекта Ю.И. Шляго выступил с информацией об участии нашего института в проекте и сформулировал предложения по новым направлениям его реализации. 
Ю.И. Шляго обратил внимание участников заседания, что проект отвечает задачам, поставленным Президентом РФ на расширенном заседании Президиума Государственного Совета 21 сентября: «шире использовать новые подходы, а именно: получение сразу нескольких квалификаций и даже смену специальностей и направлений подготовки в ходе учёбы», исходя из «прогнозов потребностей в кадрах».
В рамках проекта нашим институтом уже проведена разработка четырех типов моделей сочетания образовательных программ с несколькими квалификациями, апробацию которых планируется провести, в основном, в 2024/2025 учебном году, а в соответствии с выдвинутой СПбГТИ(ТУ) на состоявшейся 10 октября научно-методической конференции «Разработка модели гармонизации процедур государственной итоговой аттестации и независимой оценки квалификаций» инициативой, предстоит комплексная модернизация действующей в нашем институте системы привлечения студентов к процедурам независимой оценки квалификаций с целью их ориентации на сдачу профессиональных экзаменов по квалификациям, востребованным рынком труда (по результатам его мониторинга), для уточнения и возможного последующего изменения ими образовательных траекторий. 
Также Ю.И. Шляго отметил, что проведенное СПбГТИ(ТУ) в рамках выполнения проекта самообследование пяти образовательных программ выявило несоответствие действующего методического подхода к их формированию, основанного на профессиональных стандартах, современным тенденциям, поскольку в настоящее время в образовательных программах исходно не формализованы осваиваемые студентами профессиональные квалификации, что препятствует как профильной ориентации учебного процесса, так и организации профессиональных экзаменов в сопряжении с государственной итоговой аттестацией и промежуточными аттестациями. Поэтому очередная задача, которую наш институт предлагает решить в рамках проекта – это формирование нового подхода к разработке образовательных программ, основанного на профессиональных квалификациях, по методологии, сформулированной заместителем генерального директора АНО «Национальное агентство развития квалификаций», доктором педагогических наук А.А. Факторович, осуществляющей методическое сопровождение проекта.  

Кроме Ю.И. Шляго, от других вузов-участников проекта выступили директор Института развития квалификаций СПбГЭТУ «ЛЭТИ» А.Г. Волков, начальник отдела качества образования РГПУ им. А.И. Герцена А.О. Жаров и заместитель проректора Алтайского технического университета имени И.И. Ползунова М.А. Кайгородова.  
Вопросам проектирования квалификаций для молодых специалистов в рамках деятельности передовых инженерных школ было посвящено сообщение генерального директора технопарка «Идея» Д.Н. Сафина. 
В выступлениях директора по процессному управлению АО «Национальные квалификации» Ю.С. Корякиной и генерального директора ООО «Завод по переработке пластмасс имени «Комсомольской правды» С.П. Козловой была рассмотрена современная модель взаимодействия работодателей с системой подготовки кадров и намечены пути ее трансформации.
В заключение заместитель председателя комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию Е.В. Харченко подвела итоги прошедшего заседания, выразив поддержку продвижению в рамках проекта предложенных участниками перспективных подходов к интеграции инструментов независимой оценки квалификаций в образовательную деятельность вузов, подчеркнув их актуальность для решения общегосударственной задачи концептуальной модернизации высшего образования и обратив внимание на необходимость скорейшего перехода к их практической реализации.